Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечении

На ВСМК возлагается проведение следующих лечебно-эвакуационных мероприятий: участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным (больным) первой медицинской помощи и их эвакуации из очага поражения; организация и оказание доврачебной и первой врачебной помощи; организация и оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным (больным), создание благоприятных условий для их последующего лечения и реабилитации; организация медицинской эвакуации пораженных (больных) между этапами медицинской эвакуации; организация и проведение (при необходимости) судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинское освидетельствование пораженных (больных).

Организация лечебно-эвакуационного обеспечения в значительной степени зависит от условий, сложившихся в ЧС (рис. 17. 18).

Если имеется возможность работы медицинских формирований в очаге, то после извлечения пораженных из-под завалов, оказания им первой медицинской помощи они доставляются личным составом аварийно-спасательных формирований на пункты сбора, организуемые в непосредственной близости. Здесь проводятся дополнительные мероприятия первой медицинской помощи и по возможности, оказывается доврачебная помощь, проводится эвакуационно-транспортная сортировка (распределение пораженных по очередности эвакуации, видам транспортных средств и местам вних), погрузка на транспортные средства.

При невозможности работы медицинских формирований в очаге (химическое, радиационное загрязнение и др.) после проведения жизненно необходимых мероприятий первой медицинской помощи на месте пораженные (больные) доставляются личным составом спасательных формирований на пункты сбора, организуемые на границе очага в безопасной зоне. Здесь осуществляется оказание первой медицинской и доврачебной помощи, эвакуационно-транспортная сортировка, погрузка на транспортные средства для направления на этап медицинской эвакуации.

В случае, если на пункте сбора работает врач или он находится в транспортном средстве, на котором эвакуируются пораженные, то им могут выполняться отдельные мероприятия первой врачебной помощи (реанимационные мероприятия, кислородная терапия и т.п.).

Этапами медицинской эвакуации, предназначенными для оказания первой врачебной помощи, могут быть: уцелевшая (полностью или частично) больница в очаге поражения: больница, расположенная в непосредственной близости от очага поражения; госпиталь (отряд).

 
 
 
 


Территориального центра медицины катастроф; пункты медицинской помощи, развернутые врачебно-сестринскими бригадами (в том числе скорой медицинской помощи); медицинские пункты медицинской службы Минобороны России, войск ГО и др.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь в лечении осуществляется на следующих этапах медицинской эвакуации. Такими этапами для пораженных (больных) могут быть госпитали и больницы (коечный фонд) служб медицины катастроф, многопрофильные, профилированные, специализированные больницы, клиники и центры Минздрава России, медицинские отряды специального назначения, медико-санитарные батальоны и госпитали Минобороны России; медицинские учреждения МПС, МВД, погранвойск, ФСБ России, медицинской службы Гражданской обороны и др.

В зависимости от медико-тактической обстановки, характера поражения и возможностей специализированного лечебного учреждения поступивший в него пораженный может быть поставлен до окончательного лечения либо эвакуирован в другое лечебное учреждение (следующий этап медицинской эвакуации). Из формирований ВСМК, предназначенных для оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи, все пораженные после оказания медицинской помощи и выведении из не транспортабельного состояния

эвакуируются на следующий этап медицинской помощи по назначению.

Изложенная схема организации лечебно-эвакуационных мероприятий не является строго обязательной.

В зависимости от вида и масштаба ЧС, количества пораженных и характера поражений, наличия сил и средств ВСМК, состояния здравоохранения территориального и местного уровня, удаления от зоны (района) ЧС лечебных учреждений госпитального типа, способных выполнить полный объем квалифицированнойи мероприятия специализированной медицинской помощи, и их возможностей могут быть приняты (для всего района ЧС. его отдельных секторов и направлений) различные варианты оказания медицинской помощи пораженным в ЧС.

• оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа только первой медицинской или доврачебной помощи;

• оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой медицинской или доврачебной помощи, также и первой врачебной помощи;

• оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой медицинской, доврачебной, первой врачебной помощи, также и квалифицированной медицинской помощи в различном объеме.

Из сказанного очевидно, что при ликвидации медико-санитарных последствий небольших по масштабу ЧС вполне возможно использовать существующую в обычных условиях систему оказания пораженным (больным) медицинской помощи (первый из названных вариантов), то есть систему «лечения на месте».

При планировании (организации) лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации ЧС в зависимости от характера, масштаба, места возникновения, наличия и возможности использования формирований службы медицины катастроф и местных лечебных учреждений, особенностей дорожной (транспортной) сети и других факторов необходимо разрабатывать (применять) различную организацию оказания пораженным (больным) медицинской помощи.

Завершая рассмотрение организации оказания медицинской помощи пораженным (больным) в ЧС, надо отметить еще одно важное положение. Опыт ликвидации многих ЧС убедительно свидетельствует о том, что перечень мероприятий того или иного вида медицинской помощи, приведенный в данном и в других пособиях, как правило, в реальной обстановке претерпевает более или менее существенные изменения. В зависимости от квалификации медицинского персонала, используемого оснащения, условий работы этот перечень может сокращаться или расширяться. Поэтому мы часто пользуемся понятиями «первая врачебная помощь с элементамиквалифицированной медицинской помощи», «квалифицированная с элементами специализированной медицинской помощи». Однако при всех подобных вариантах объема медицинской помощи необходимо выполнять следующие требования: до поступления пораженных в лечебные учреждения госпитального типа во всех случаях при оказании любого вида медицинской помощи должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент, предупреждению тяжелых осложнений, а также мероприятия, обеспечивающие транспортировку без существенного ухудшения состояния.

Как упоминалось, составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с организацией оказания медицинской помощи пораженным (больным) и их лечения. является медицинская эвакуация.

► Под медицинской эвакуациейпонимают вынос (вывоз) пораженных из очага, района (зоны) ЧС и их транспортировку до этапов медицинской эвакуации с цельюсвоевременного оказаниянеобходимой медицинской помощии возможноранней доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощьи осуществлено лечение.

Медицинская эвакуация - это сложный комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных.

Следует отметить, что медицинская эвакуация, кроме указанной цели, обеспечивает своевременное освобождение этапов медицинской эвакуации и возможность их повторного использования.

Эвакуация с медицинской точки зрения не может считаться положительным фактором для пораженных в ЧС и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным складывающейся обстановкой и невозможностью организовать оказание исчерпывающей медицинской помощи и полноценное лечение пораженных в непосредственной близости от зоны (района) ЧС Поэтому эвакуация - это не самоцель, а лишь средство, способствующее достижению наилучших результатов в выполнении одной из главных задач СМК - быстрейшего восстановления здоровья пораженных в ЧС, максимального сокращения смертельных исходов. Очевидно, что для эвакуации следует использовать наиболее щадящие и скоростные транспортные средства.

Маршрут, по которому осуществляется вынос (вывоз) и транспортировка пораженных из очага поражения до этапов медицинской эвакуации, называется путем медицинской эвакуации, а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации. Совокупность путей эвакуации, расположенных в полосе (части) административной территории субъекта Российской Федерации, развернутых на них функционально объединенных этапов медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, как упоминалось, называется эвакуационным направлением.

При крупномасштабной ЧС в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных может создаваться несколько эвакуационных направлений, как это имело место при ликвидации последствий землетрясений в Ашхабаде, Армении и при других стихийных бедствиях и катастрофах.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пораженных (больных) из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения. обеспечивающие окончательное лечение.

Как правило, основным средством эвакуации пораженных из зоны катастрофы в ближайшее лечебное учреждение является автомобильный транспорт (санитарный и общего назначения).

Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к очагу поражения вне зоны загрязнения (заражения) и пожаров. Для оказания медицинской помощи и ухода за пораженными в местах их сосредоточения до прибытия бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских., фельдшерских бригад) и других формирований выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов, санитарных дружин. В этих местах (пунктах сбора) подготавливается погрузочная площадка, организуется оказание пораженным медицинской помощи, проводится их сортировка.

В ряде случаев для медицинской эвакуации из зоны ЧС используется авиация, в частности -вертолеты.

В связи с тем, что санитарного и приспособленного транспорта для эвакуации пораженных, как правило, бывает недостаточно, приходится использовать пассажирские и грузовые транспортные средства. При этом необходимо заблаговременно предусматривать мероприятия по их приспособлению для этой цели.

Характеристика и эвакуационные возможности автомобилей, которые могут быть использованы для эвакуации пораженных в ЧС, представлены в табл. 11.

Таблица 11

Характеристика автомобильного транспорта, используемого для медицинской эвакуации

Марка автомобиля Количество мест Макс. Скорость движения км/ч * Запас хода по топливу, км
На носилках+ сидя Только сидя
Автомобиль санитарный УАЗ-452А 4+1      
Автомобиль санитарный АС-66 9+4      
Автобус ПАЗ-652 (ПАЗ-672) 14+4      
Автобус РАФ-977Д (РАФ-982) 4+2      
Автобус ЛИАЗ-677 24+5      
Грузовой автомобиль ГАЗ-53А 6+9      
Грузовой автомобиль ГАЗ-66 5**      
Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 6**      
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 6**      
Грузовой автомобиль Урал-375Д 6**      
Грузовой автомобиль Камаз-5320 8**      

*средняя скорость движения автомобиля с пораженными по фунтовым дорогам-15-20 км/ч

** только на носилках

При эвакуации важно правильно размещать пораженных в салоне (кузове) автомобиля тяжелопораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают на носилках преимущественно не выше второго яруса. Носилочные пораженные с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15 см выше ножного- чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных в ходе движения транспорта. Легко пораженные (сидячие) размещаются в эвакотранспортных средствах в последнюю очередь на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами.

Загрузку транспорта необходимо осуществлять по возможности однопрофильными по характеру и локализации пораженными. Это значительно облегчает их эвакуацию по назначению, сокращает меж больничные переводы и перевозки. Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т.п.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным. имеет речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда). Переоборудование этих судов производится в минимальном объеме.

Из воздушных средств для эвакуации пораженных могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации, специально оборудованные для транспортировки пораженных (больных). В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Эвакуационные возможности летательных аппаратов, которые могут быть использованы для эвакуации пораженных в ЧС, представлены в приложении 10.

При возникновении массовых санитарных потерь невозможно переоценить использование для транспортировки пораженных тяжелых самолетов и вертолетов. Так, тяжелый грузовой самолет ИЛ-76 может одним рейсом эвакуировать более 100 носилочных пораженных. Этим же самолетом можно доставить в район катастрофы 3 санитарных автомобиля или 50 тонн медицинского груза.

Проведена опытно-конструкторская работа по созданию многоцелевого самолета-амфибии БЕ-200 ЧС. Он предназначен для выполнения ряда задач, включающих пожаротушение, поисково-спасательные, медико-эвакуационные работы, пассажирские и грузовые перевозки и др. Может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с длиной полосы 1800 м, внутренних водоемов и морских акваторий глубиной не менее 2м при волнений до 1,2м. а при установке лыжного шасси -и с заснеженных площадок. Самолет рассчитан на 68 пассажиров.

Хорошо себя зарекомендовали санитарные вертолеты МИ-17-18 (на 12 носилочных мест) и МИ-I7-18JI. Для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в городе применяется вертолет БО-105.

В настоящее время разработан медицинский вертолет КА-226, который может быть использован при проведении спасательных работ в городских условиях, горной местности и при дорожно-транспортных происшествиях. Вертолет имеет 2 носилочных места и 9 сидений. Ом призван обеспечить оперативную доставку к месту ЧС квалифицированного медицинского персонала и оказание квалифицированной медицинской помощи как на месте поражения, так и при транспортировке. В эксплуатацию вводится и легкий пассажирский самолет Гжель-101 Т., легко трансформируемый в санитарный вариант.

При массовой эвакуации пораженных транспортом большой емкости (воздушным, железнодорожным, водным) в местах погрузки (выгрузки) обычно за счет формирований СМК или местных лечебно-профилактических учреждений развертывается эвакуационный приемник, перед которым ставятся следующие задачи: сортировка, размещение пораженных и больных, подлежащих эвакуации (выгруженных из транспортных средств, прибывших в данный пункт): оказание им необходимой медицинской помощи для подготовки к эвакуации; обслуживание: погрузка в транспортные средства (выгрузка из транспортных средств); эвакуация до назначенных им лечебных учреждений.

В пунктах погрузки (выгрузки) пораженных, и больных оборудуются подъездные пути, приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) - сходни, мостики. Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. До погрузки пораженных на транспорт необходимо составить в двух экземплярах пофамильный список эвакуируемых (один экземпляр - с подписью лица, ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй - следует с пораженными до пункта назначения). Особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте.

При эвакуации пораженных (больных) в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения (фиксация к носилкам лямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними других пораженных, выделение сопровождающих).

С целью равномерной загрузки лечебно-профилактических учреждений (этапов медицинской эвакуации), а также обеспечения доставки пораженных в назначенные им лечебные учреждения необходимо организовать четкое управление эвакуацией.

Для поддержания связи с диспетчерами станций (подстанций) скорой медицинской помощи, другими санитарными машинами и лечебными учреждениями при решении управленческих задач эвакуации следует шире использовать возможности портативных радиостанций машин скорой медицинской помощи. ГИБДД, аварийно-спасательных формирований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: