В предыдущем пункте были зафиксированы практически все аспекты и соответствующие им инструменты экономической политики, описываемые в учебниках по либеральной экономике: фискальная политика (налогово-бюджетное регулирование); денежно-кредитная политика; инвестиционная и структурная политика. Однако думать, что этими чисто экономическими механизмами ограничиваются в регулировании экономических процессов ошибочно. Но, присмотревшись внимательно, не сложно заметить, что именно и только этими механизмами регулирования экономики, сложившимися в западных странах (особенно США) середины прошлого столетия уже на протяжении 15 лет руководствуются отечественные идеологи и практики экономических реформ, пытаясь убедить общество, что «рынок все расставит на свои места». Если быть точнее, они заставляют руководствоваться этими принципами и управлять только этими средствами наше государство – разными способами, в первую очередь путем идеологической фальсификации. И одно из глобальных идеологических заблуждений – полагать самодостаточным изложенный выше набор инструментов и направлений «экономической политики». Формируется ложное представление о концептуальной модели экономической политики, даже в либеральных странах. Но фактически, устранение рычагов государственной власти из организации социально-экономической жизни России делается исключительно в угоду внутреннему и внешнему олигархическому капиталу и другим государствам и под их властным и идеологическим давлением. На сегодня в России государство контролирует лишь 17% ВВП, тогда как в развитых странах от 40 до 80%. Это дает повод многим специалистам говорить об утрате государством контроля над экономикой в России. Поэтому, во-первых, не нужно думать, что на территории России не осуществляется никакая организованная политика – такая организованная политика осуществляется, но она имеет не национально-государственные, а ино-государственные и корпоративно-олигархические цели и интересы, слишком часто идет в разрез с национально-государственными интересами.
Для подтверждения этого принципиального тезиса, который должен быть отправным в рассуждении о необходимости государственного целе-полагания, приведем некоторые аргументы. Дж.Сорос, ученик и радикальный сторонник концепции «открытого общества» К.Поппера, которого никак невозможно заподозрить в антилиберализме, в своей работе 2004 года пишет: «Рынки...не способны сами по себе заботиться о коллективных потребностях. Не могут они обеспечить и социальную справедливость....Глобализация существенно ограничивает возможности государства по предоставлению общественных благ своим гражданам... Глобализация приносит общественные блага в жертву прибыли и накоплению частного богатства». В отечественной научной литературе этот аспект кратко и точно изложен в одной из статей мэра Москвы Ю.М.Лужкова, который пишет: Новые «геоэкономические отношения развиваются параллельно национально-государственным, формируя параллельную систему мироустройства, которую так или иначе должны учитывать и в которой позиционируются государства. ТНК показали почти полную свою независимость от национальных государств. Власти нередко оказываются просто бессильными перед представителями международного капитала, которые не допускают инспекций, перемещают деньги со скоростью света, делают капиталовложения в различных уголках планеты, укрывают доходы в безналоговых зонах, вне поля действия государства....В этом смысле многие государства мира сегодня не контролируют даже свою национальную территорию». Даже одни из главных идеологов российского либерализма Е.Г.Ясин и А.А.Яковлев из теоретического эпицентра либерализма — Высшей школы экономики — вдруг начинают признавать ошибочность радикальной рыночной доктрины. Теперь они пишут: «...мы констатируем, что сами по себе рыночные силы не приведут к формированию в России структуры экономики, способной обеспечить процветание страны: они скорей будут толкать к закреплению сырьевой ориентации, а стало быть, и сравнительно низких темпов роста». Курс на нерегулируемый рынок, частично продолжающийся в стране, нарушает даже веберовские догмы о рациональности буржуа. Таким образом, нет никаких сомнений в существовании и все большем доминировании на территориях ослабленных государственных структур (в том числе России) корпоративных интересов, в первую очередь ТНК и МНК, внутренних и внешних олигархов, игнорирующих и противостоящих национально-государственным интересам. И чем больше государство сбрасывает с себя ответственность, тем более широкие просторы открываются перед корпоративными структурами, тем менее определенными и управляемыми становятся перспективы страны и народа. Поэтому необходимо не абстрактное «разгосударствление», а направленный поиск модели эффективного соблюдения национально-государственных интересов в каждой стране в соответствии с ее культурой.
Итак, первый вывод - для государства как института недопустимо игнорирование общенациональных интересов, которые не могут быть сведены к сумме частных и корпоративных.
Поэтому теперь подробнее, становимся на исключенных из экономических учебников и практики управленческих решений органических компонентах государственной политики, которые, на самом-то деле, не могут быть исключены из нее и реализуются во всех, в том числе самых либеральных странах. Некоторые из них лишь назовем, другие немного раскроем.
Первый блок связан с промышленным производством. Он воплощается в государственной политике в науке и производстве, которая разворачивается в следующих направлениях:государственная промышленная политика; государственная региональная политика; государственная политика в сфере природопользования; государственная научно-техническая политика; государственная образовательная политика; государственная кадровая политика; государственная инновационная политика и создание национальной инновационной системы.
Речь идет об отраслевом планировании и региональном размещении производства, о выборе приоритетных и перспективных направлений государственных вложений. В нашей стране в последнее время также предпринимаются попытки выделить приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Они разработаны под эгидой Правительства, есть в документах, правда, пока не всегда непонятно, как это вяжется с реформой науки и образования:
- информационно-телекоммуникационные технологи;
- электроника;
- космические технологии;
- новые материалы и химические технологии;
- перспективное вооружение, военная и специальная техника;
- производственные технологии;
- технологии живых систем;
- топливо и энергетика;
- транспорт;
- экология и природопользование.
Важный аспект этого направления – современная государственная инновационная политика, которая включает в себя:
- прогнозирование инновационных процессов в глобальном масштабе;
- формирование новых стратегически важных зон хозяйствования, создание крупных и перспективных новшеств и технологий их производства в общенациональном масштабе;
- целенаправленную концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях НТП и инновационного развития;
- формирование и реализацию инновационных программ и проектов;
- создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, ее государственная поддержка;
- разработку и внедрение методов распространения инновационной культуры;
- стимулирование инновационной деятельности, правовое обеспечение, развитие инновационной активности хозяйствующих субъектов, формирование рынков новаций, рынка инвестиций.