Тема 17. Экономическая политика государства

1. В предыдущих главах доказана необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. Современное государство обязано вести собственную экономическую политику наряду с отдельными предприятиями и корпорациями, осуществлять определенный набор экономико–политических действий, направленных на:

– регулирование (стимулирование) экономического роста;

– достижение сбалансированного экономического развития;

– обеспечение устойчивости денежного обращения и сдерживание инфляции;

– поддержание высокого уровня занятости;

– достижение положительного сальдо платежного баланса.

Между тем, набор средств и методов регулирования экономики, имеющийся в распоряжении государства, действующего в рыночных условиях, не очень широк. Поскольку прямое администрирование в этих условиях недопустимо или весьма ограничено, государство прибегает главным образом к инструментам фискальной и денежнокредитной политики.

Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.

По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, поэтому ее нередко называют бюджетно–налоговой политикой, то есть это единство бюджетной и налоговой политики. Очевидно, что это мощнейший инструмент государственного воздействия на экономику.

Основными целями фискальной политики являются:

– сглаживание колебаний экономического цикла;

– стабилизация темпов экономического роста;

– достижение высокого уровня занятости;

– снижение темпов инфляции.


Рис. 1.

Механизмы воздействия государства на экономику при помощи фискальной политики в общем плане таковы.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов общей инфраструктуры) и на реализацию различных государственных программ, тем самым, оживляя многие отрасли и фирмы. На подъем экономики государство может воздействовать, сокращая свои доходы, то есть, уменьшая налоги с населения и с бизнеса. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно подтолкнуть экономику к росту.

Доходы и расходы государства формируются через механизмы государственного бюджета. С одной стороны, государственный бюджет – это главный годовой финансовый план страны, с другой, – это механизм перераспределения функциональных доходов путем формирования государственных доходов и осуществления государственных расходов, основанный на экономических отношениях и юридических нормах.

 
 
Сокращение бюджетных расходов


Рис. 2.

Формирование государственного бюджета во всех странах осуществляется примерно одинаково. Бюджет государства состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета формируются главным образом из поступлений от налогов, сборов, таможенных пошлин, а также из неналоговых поступлений (доходы от госсобствености, функционирования госсектора, продажи государственных ценных бумаг).

Расходы бюджета представляют собой траты государства:

– на оборону страны;

– на социальные нужды (образование, здравоохранение, соцобеспечение);

– на производственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, сельскому хозяйству);

– на содержание аппарата управления (органов государственной власти, милиции, суда, прокуратуры и пр.) и т.д..

Расходная часть бюджета составляется правительством на основе планов расходов, представляемых министерствами (обороны, образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты). В свою очередь Министерство финансов представляет план налоговых поступлений. Сформировав на основе этих планов доходную и расходную часть бюджета, правительство представляет проект бюджета в парламент. После одобрения проекта парламентом и подписания его Президентом бюджет становится законом. Между тем процедура превращения проекта бюджета в закон обычно проходит весьма не гладко. Депутаты, руководствуясь нередко противоречивыми интересами своих избирателей, порой откровенно лоббируя разные интересы, вносят массу поправок как в расходные статьи бюджета (с целью увеличения затрат по государственным программам), так и в доходные статьи (с целью уменьшения налогов на тех или иных участников рыночного процесса).

В результате часто возникает превышение расходов бюджета над доходами или дефицит бюджета. Накопленные за несколько лет дефициты бюджета образуют государственный долг.

Жизнь свидетельствует, что дефицит бюджета – это всегда неприятное по своим последствиями для любой экономики явление. Между тем ежегодная сбалансированность бюджета не должна становиться самоцелью государства. Важно, чтобы дефицит бюджета не превышал определенный показатель, считающийся критерием «безопасности». Таким показателем является отношение дефицита госбюджета к величине валового внутреннего продукта, взятое в процентах. В настоящее время это показатель для развитых стран составляет 3–5%.

Покрывается дефицит бюджета тремя основными способами:

1. Дополнительная денежная эмиссия, то есть печатание «пустых» денег. Это варварски инфляционной метод покрытия бюджетного дефицита, который может лишь на очень короткий период времени обеспечить иллюзию финансовой стабильности.

2. Заимствования государством денежных средств в Центральном банке своей страны и на внешних рынках. Это метод менее инфляционный, но и он в конечном итоге ведет к росту государственного долга, а в случае значительных внешних заимствований может привести к экономической зависимости страны от тех или иных кредиторов.

3. Продажа государственных ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынках. «Меньшее из зол», наименее инфляционно, опасный метод покрытия бюджетного дефицита.

Идеальным, конечно, является сбалансированность бюджета, то есть уравнивание его доходов и расходов, или даже некоторое превышение доходной части бюджета над расходной (профицит). В этом случае правительство «подстраховано» на случай непредвиденных обстоятельств, финансовая система государства приобретает дополнительный фактор стабильности. К сожалению, Россия за годы реформ стала страной хронического бюджетного дефицита и лишь начиная 2001 г. бюджет составляется как бездефицитный, а на протяжении последующих лет стал устойчиво профицитным, позволяя осуществлять государственные накопления в золотовалютных резервах и стабилизационном фонде и начать реализации многие годы не осуществлявшихся наиболее острых социальных задач в виде государственных программ.

Структура бюджетной системы России представлена тремя уровнями.

Первый уровеньфедеральный бюджет (средства расходуются правительством).

Второй уровеньреспубликанские бюджеты (средства расходуются администрацией республик, краев и областей).

Третий уровеньместные бюджеты (средства расходуются администрацией городов и их районов, поселков, сел).

Бюджеты всех уровней представляют собой объединенный или консолидированный бюджет России.

Как уже отмечалось, основным доходом государственного бюджета являются налоги. Налоги – это обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, которые на основе юридических норм уплачивают в доход государства юридические и физические лица.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальную. За счет налогов формируются доходы государственной казны и содержатся бюджетные организации.

2. Регулирующую. Налоговая политика позволяет регулировать условия функционирования участников рыночных отношений в интересах государства.

3. Стимулирующую. За счет налоговых льгот и дифференцированных налоговых ставок можно стимулировать развитие той или иной формы деятельности или сферы экономики (малый бизнес, сельское хозяйство, внедрение новой техники и т.п.).

4. Перераспределительную. Налоговая политика позволяет регулировать имущественное и социальное расслоение членов общества, влиять на формирование окончательных доходов не только участников рыночных отношений, но и всех членов общества. За счет налоговых поступлений финансируются социальные программы государства.

Налоговая система регламентируется законодательными актами государства.

Различают следующие элементы налоговой системы:

1. Субъекты налога или налогоплательщики – лица, которые платят налоги.

2. Объекты налога – доходы или имущество, с которых взимаются налоги (заработная плата, прибыль, капитал, товар и т.п.).

3. Ставка налога – величина налога на единицу обложения или удельный вес налога в стоимости объекта налогообложения (процент от прибыли, заработной платы и т.п.).

Налоги бывают прямые и косвенные. Объектом прямого налога служат доход и капитал. Это: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог с наследства и тому подобное. Объектом косвенного налога является товар или услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.п.). Особенностью косвенных налогов является то, что они носят замаскированный характер, так как включаются в цену товара. Они почти в 2 раза превышают по объему прямые налоги, так как увеличиваются с ростом цен; от них труднее уклониться.

Налоги классифицируются в зависимости от того, в какой бюджет они поступают. Так, в настоящее время в России различают федеральные, республиканские (областные) и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; федеральные платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль предприятий; подоходный налог с граждан; дорожный налог; гербовый сбор; государственная пошлина; налог на наследство и дарение.

К республиканским (областным) налогам относятся: областные платежи за пользование природными ресурсами; налог на имущество предприятий; лесной налог; плата за воду, забираемую промышленным предприятием из водохозяйственной системы.

К местным налогам относятся: налог на имущество граждан; земельный налог; регистрационный сбор с граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Кроме перечисленных выше налогов, которые обязательны к исполнению, существует еще около двух десятков местных налогов: курортный сбор, за право торговли, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, налог на рекламу и другие.

Для сбора налогов и контроля за их уплатой в должные сроки и в надлежащем объеме существует Государственная налоговая служба. Каждый налогоплательщик, имеющий годовой доход свыше определенной суммы, обязан представлять декларацию о доходах. Налоговая инспекция выборочно может проверить достоверность уплаты налогов.

Налоги – инструмент довольно тонкий, и пользоваться ими нужно очень осторожно. Высокие налоговые ставки снижают мотивацию к активному труду, а низкие – снизят поступление доходов в бюджет государства.

Налоговая система России далека от совершенства. Главные ее недостатки: большое количество налогов всех видов (около 200) и высокие налоговые ставки, особенно в производственной сфере. Все это не способствует развитию экономики, ослабляет стимулы к цивилизованному предпринимательству, приводит к сокрытию доходов от налогообложения, вывозу капитала. В этой связи весьма важным становится дальнейшее совершенствование налогового кодекса России, уменьшение общего числа налогов, снижения налоговых ставок на предпринимательство, отмену необоснованных налоговых льгот и так далее.

Государственная система налогообложения является центральным звеном фискальной политики государства. Именно она самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Если налоговое бремя таково, что даже у хорошо работающего предприятия не остается средств после уплаты налогов не только для расширенного, но и для простого воспроизводства, то стимулы к предпринимательской деятельности подрываются, а правительство лишается будущих источников доходной части бюджета. Мудрая налоговая политика состоит в том, чтобы при гибком маневрировании налоговыми ставками, при создании налоговых льгот для предприятий, функционирующих в приоритетных для общества сферах экономики, стимулировать производство необходимых потребителям товаров и услуг, способствовать реконструкции, техническому перевооружению и расширению действующего производства.

В свою очередь снижение государственных расходов, особенно связанных с функционированием органов власти, может привести к снижению дефицита госбюджета и, следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

Экономическая наука не оставляет попыток выявить связь между политикой налогообложения и деловой активностью, и, следовательно, величиной налоговых бюджетных поступлений. В начале 80-х годов ХХ века американский экономист А.Лаффер показал, что снижение ставок налогообложения оборачивается для государственного бюджета потерями лишь в краткосрочной перспективе. Долгосрочным же последствием будет увеличение поступлений в бюджет вследствие роста деловой активности и сокращения теневых доходов. Рост бюджетных поступлений в результате снижения ставок налогообложения получил название «эффекта Лаффера», а графическое отображение этого явления именуется «кривой (или петлей) Лаффера» (рисунок 7).

 
 


Рис. 7. Кривая Лаффера

На графике по оси абсцисс откладываются величины налоговых поступлений в денежных единицах (Q), а по оси ординат – средний уровень налоговых ставок (r) в процентах.

При r = 0 государство не имеет налоговых поступлений. При r = 100% общие налоговые поступления также равны нулю, так как отсутствуют стимулы к предпринимательской деятельности и получению каких бы то ни было доходов. В точке А при ставке налогов r = ra налоговые поступления будут максимальными, при превышении этой ставки – налоговые поступления будут снижаться (при rb>ra Qb<Qa).

Хотя эти выводы кажутся очевидными, тем не менее следует признать, что практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма затруднительным, поскольку очень трудно определить, выше или ниже точки А находится экономика в данный период времени, каково конкретное значение этой точки А (точки максимума налоговых поступлений). Более того, известно, что на деловую активность оказывает влияние множество факторов помимо ставок налогообложения. Поэтому кривая Лаффера является скорее иллюстративным инструментом в арсенале экономической науки.

Непосредственное воздействие на экономику с помощью манипулирования налогами и расходами бюджета называется дискреционной (активной) политикой.

 
 


Рис. 8.

Дискреционная фискальная политика может осуществляться в двух видах:

1. Экспансионистская (стимулирующая) политика представляет собой меры по снижению налогов и/или увеличению расходов бюджета. Дает эффект стимулирования производства, как правило, в краткосрочном периоде.

2. Рестрикционная (контрактивная) политика представляет собой увеличение налогов и/или снижение госрасходов. Нередко называется политикой сдерживания, т.к. имеет главной целью сдерживание инфляции.

Вместе с тем государство не может в своей фискальной политике ограничиваться только мерами непосредственного воздействия на экономику. В ряде случаев такие меры могут запаздывать и не приносить эффекта. Чтобы влияние таких запаздываний было сведено к минимуму, государство должно предусмотреть функционирование в экономике механизмов самоорганизации и саморегулирования или так называемых встроенных стабилизаторов. Эти стабилизаторы позволяют автоматически осуществлять изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и прочее. Таким стабилизатором является, например, прогрессивная система налогообложения, которая ставит величину налога в зависимости от величины доходов. С повышением доходов прогрессивно возрастают налоговые ставки, утверждаемые государственными органами заранее. К встроенным стабилизаторам относятся также пособия по безработице, пособия по бедности и прочие государственные социальные выплаты, субсидии фермерам, система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы помогают сглаживать конъюнктурные или циклические колебания в экономике, хотя и не устраняют их.

Фискальная политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов, называется недискреционной или автоматической фискальной политикой.

Фискальная политика не исчерпывает весь арсенал мер, необходимых государству для эффективного регулирования экономики, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации. С не меньшей тщательностью государство должно выстраивать свою денежно–кредитную политику.

Денежно–кредитная политика – это целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. Эта политика при умелом ее применении позволяет справиться и со спадом производства, и с инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и учетную ставку Центробанка, а они в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно–денежной политики играет Центральный банк страны. Регулируя свою учетную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам, и, в конечном итоге, ужесточает или либерализует условия кредитования ими предпринимателей. Например, под влиянием кризиса на фондовых рынках тех или иных стран, Центральные банки других стран обычно резко повышают учетную ставку, тем самым отсекая коммерческие банки от своих кредитов и перекрывая пути так называемым спекулятивным капиталам, которые могли бы быть вовлечены в сложную биржевую игру на рушащихся фондовых рынках.

Цели денежно-кредитной политики:

1) Создание условий достижения устойчивого экономического роста, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономических отношений;

2) Регулирование значения внешних показателей экономического развития на коротких временных интервалах при согласовании с общими долгосрочными планами.

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

· Изменение учетной ставки;

· Изменение норм обязательных резервов;

· Операции на открытом рынке;

· Регулирование отдельных видов кредита и направлений кредитования;

· Регулирование банковских операций.

 
 


Рис. 9.

Центральный банк может воздействовать на ситуацию и через такой инструмент как норма обязательных резервов. Снижение этой нормы создает больше возможностей коммерческим банкам для выдачи кредитов, и наоборот.

Третий инструмент кредитно–денежной политики государства, проводимой при посредстве Центрального банка, – это операции с государственными ценными бумагами. При скупке ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, могущие стимулировать их вложения (через кредиты или напрямую) в предпринимательскую деятельность. Если же главным для государства является борьба с инфляцией, то оно увеличивает продажу своих ценных бумаг, уменьшая тем самым денежную массу в обращении.

Как показала мировая практика, фискальная и денежно–кредитная политика должны проводиться государством совместно и сбалансировано, ибо только в этом случае оно сможет эффективно влиять на экономику в целом и предпринимательскую деятельность в частности.

Важным направлением экономической политики государства является структурная политика, которая направлена на модернизацию структуры экономики. Структурная политика представляет, с одной стороны, свертывание старых и неэффективных производств, а с другой, стимулирование эффективных инвестиций в отрасли и виды производства, определяющие научно–технический прогресс и экономический рост. Структурная политика может быть активной и пассивной. Российская структурная политика пока еще является пассивной. Между тем, в настоящее время происходит поворот в сторону инструментов активной структурной политики.


Рис. 10.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях подъема и стабильности – снижается. Но есть «золотое правило» государственного воздействия на экономику, пригодное для всех ситуаций: государство не должно своими действиями разрушать рыночный механизм и провоцировать кризисные явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: