Объект - предмет, явление, на которые направлена деятельность человека.
В коммерческой деятельности объект рассматривается как совокупность коммерческих явлений, на возникновение, преобразование и ликвидацию которых направлена коммерческая деятельность участников рынка.
Основными объектами коммерческой деятельности являются:
- товары,
- услуги,
- коммерческие сделки.
Товары
С точки зрения экономической теории, товар - это продукт труда, произведенный для продажи.
С позиций маркетинга т овар – предмет, удовлетворяющий какую-либо нужду и предлагаемый рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Товар - рыночная категория и вне его является продуктом, не представляющим для покупателя никакой ценности. Продукт - это потенциальный товар.
Чтобы быть товаром продукт должен иметь:
- полезные для потребителя свойства;
- стоимость;
- ограничение в доступе.
Основные составляющие товара:
- набор физических и потребительских свойств (материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция, наличие дефектов) ;
- сопутствующие товары (шнурки для ботинок, дискеты для компьютеров и т.д.);
- марочное название;
- упаковка;
- сопутствующие услуги;
- гарантии.
Все товары подразделяются на потребительские и производственно-технического назначения.
Потребительские товары - это товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя (личного, семейного или домашнего использования). Мы пользуемся ими в повседневной жизни (продукты питания, одежда, мебель, автомобили).
Промышленные товары или товары производственного назначения - товары, приобретаемые частными лицами или организациями для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности.
Товары производственного назначения делятся на: сырье (с/х продукция и природные продукты), материалы и комплектующие (пряжа, цемент, шины, детали), капитальное имущество (заводы, офисы, станки, компьютеры), вспомогательные материалы и услуги (смазочные материалы, гвозди, краски).
Главное различие между потребительскими товарами и товарами производственного назначения заключается в цели, для которой приобретают этот товар.
Хлебобулочный комбинат покупают муку для выпечки хлеба и производства кондитерских изделий и упаковочные материалы для их упаковки перед продажей. В этом случае мука и упаковка рассматриваются как промышленные товары или товары производственного назначения. Приобретение той же муки населением для приготовления продуктов питания в домашних условиях является предпосылкой для отнесения ее к потребительским товарам.
Каждый товар функционирует на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим более совершенным или новым. Период от зарождения до насыщения рынка данным товаров с явно выраженным спадом продаж есть жизненный цикл товара.
Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
Услуги
В российской практике широко используется межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95 «Услуги населению. Термины и определения».
Согласно, ГОСТ 30335-95, услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Услуга как товар, имеет отличительные характерные черты:
• неосязаемость или нематериальный характер, т.е. до покупки услугу невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать;
• неразрывность производства и потребления услуги (неотделимость), т.е. в отличие от товаров, услуги нельзя произвести впрок;
• непостоянство качества исполнения услуг, связанное с квалификацией работников или же с отсутствием конкуренции;
• недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению подразделяются на материальные и социально-культурные.
Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителей. К материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, ЖК услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.
Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.
Наука дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:
- услуги по предоставлению жилья;
- обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);
- отдых и развлечения;
- индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);
- медицинские и другие услуги здравоохранения;
- частное образование;
- услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
- страховые и финансовые услуги;
- транспортные услуги;
- услуги в области коммуникаций.
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
ОКУН включает около 800 наименований услуг. Всего же в классификаторе приведено около 1500 наименований услуг.
ОКУН включает в себя следующие группы услуг:
01 – бытовые услуги; 02 – услуги пассажирского транспорта; 03 – услуги связи; 04 – жилищно-коммунальные услуги; 05 – услуги учреждений культуры; 06 – туристические и экскурсионные услуги; 07 – услуги физической культуры и спорта; 08 – медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги; 09 – услуги правового характера; 10 – услуги банков; 11 – услуги в системе образования; 12 – услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; 80 – прочие услуги.
Сделки
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).
Сделка – это действие, направленное на достижение определенного правового результата.
Субъектами сделок могут быть граждане и юридические лица.