Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Но здесь опускается такой важный момент, что в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение – это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Особую роль при этом играет значимость информации, потому что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечал А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного аспекта речи – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение, познание.
Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Специалисту, работающему в системе субъект-субъектных отношений, важно знать, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявлять средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикация, то есть побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Примером этому может служить реклама, направленная против наркомании, СПИДа. Однако в данной ситуации прием рекламы является не всегда эффективным противоядием, ибо рекламу у нас не любят, мало смотрят, переключая каналы. Более действенными являются программы телевидения, газетные статьи, в которых очевидцы рассказывают о своей тяжелой жизни. Использование наглядности является достаточно эффективным средством борьбы с нежелательными видами деятельности человека.
Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения человека, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения.
Коммуникативный аспект речи включает в себя процесс приема, передачи и обмена информацией. Но возникает вопрос: в какой форме может быть представлена информация?
Наиболее распространенными видами информационных выступлений являются: информация; объяснение, инструкция; объявление; аннотация; лекция; доклад, сообщение; устный ответ; автобиография.
Информация - это короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли. Она должна быть краткой, содержать факты и быть новой, интересной для слушателей. При выступлении с информацией нужно поставить себе задачу - интересно рассказать о факте.
Типичные названия для информационных выступлений: «Это интересно», «В мире интересного», «Интересные факты».
Объяснение или инструкция должны быть короткими и понятными. Например, надо объяснить тому, кто этого не знает, как проехать по городу до того или иного места, как кормить собаку, как ухаживать за аквариумными рыбками, как записать передачу на видеомагнитофон, как пользоваться электрическим прибором. Объяснять надо шаг за шагом и переходить к следующему шагу, только если убедились, что предыдущий шаг ваш собеседник понял.
Объяснение может быть и учебным: так, преподаватель или учитель использует объяснение для краткого изложения учебного материала на уроке или занятии.
Объявление - это сообщение о том, что предстоит, что произойдет. Выступая с объявлением, надо говорить медленно, четко, повторяя самые важные места: например, время и место сбора (если вы делаете объявление о воскресной поездке за город); в объявлении надо предусмотреть все трудности, которые могут возникнуть у людей, пожелавших воспользоваться этим объявлением, сказать, что нужно обязательно взять с собой, когда предполагаете вернуться, что делать тем, кто опоздает к назначенному сроку (такие будут обязательно).
Если вы делаете объявление о предстоящем празднике или концерте, надо закончить приглашением всем прийти на этот праздник, повторив место проведения и время начала. Особенно важно повторять объявления, в которых сообщается об отмене ранее объявленного мероприятия или о его переносе.
Помните, что при устном объявлении слушатели плохо понимают и запоминают даты, время, цифры, их надо несколько повторить под запись или записать на доске.
Аннотация - это краткое изложение содержания книги или фильма. Аннотации содержания книг часто печатаются в самих этих книгах, а аннотации фильмов можно иногда увидеть на коробках видеокассет. Это делается для того, чтобы покупатель мог сразу узнать, о чем книга или фильм. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях.
Лекция - это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.
Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему. После доклада проблема обсуждается, докладчику задают вопросы. Доклады могут длиться от 15-20 мин до 1 ч и более.
Сообщение - это маленький доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу. Сообщения могут дополнять чей-либо основной доклад.
Устный ответ - это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя. Устный ответ должен показать, что вы знаете самое главное по тому вопросу, который вам задан. В нем надо определить термины, назвать основные факты и привести примеры, а также сделать вывод.
Особый тип информационного выступления - автобиография. Это сообщение человека об основных этапах его жизненного пути. Обычно автобиографию пишут письменно, но бывают случаи, когда человека просят (например, когда с ним знакомятся или принимают на собрании в какую-либо общественную организацию) рассказать автобиографию.