Развитие институциональной сущности налога

Действующая система налогообложения была введена в 1991 - 1992 годах. Налоговая реформа, проведённая в эти годы, была вызвана тем, что экономиче­ские преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учёта значимости налогов как наибо­лее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отноше­ний. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать сти­хийность рыночных процессов воздействовать на формирование производствен­ной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

С введением новой налоговой системы и приданием налогам важной роли в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней возникла необходимость организации специаль­ного аппарата управления и контроля за налогами. В результате были созданы налоговые органы Российской Федерации.

В соответствии с Законом РСФСР от 21.03.1991 // 2 943-1 «О Государствен­ной налоговой службе РСФСР» правовое положение Госналогслужбы России оп­ределялось как обособленного подразделения при Министерстве финансов, соз­данного на базе отдела, управления государственных доходов. Позже Госналог­службе России был придан статус самостоятельного органа, и она была выведена из статуса Минфина России и включена в систему центральных органов государ­ственного управления с подчинением Президенту и Правительству Российской Федерации. Это было сделано в целях повышения роли укрепления и обеспече­ния независимой деятельности Госналогслужбы России и объективности кон­трольной работы. В соответствии с указом Президента РФ от 23.12.1998 № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» она получила статуc министерства. Как известно блок необходимых законов нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ был принят в конце 1991 года, а начиная с 1992 года эти акты вступили в действие. С того времени в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что в основном связано с приведением налоговой системы в соответствие с новыми политическими и экономическими процессами, которые разворачивались в стране.

Экономическая ситуация диктовала необходимость проведения налоговой реформы. Пути и способы осуществления преобразований были предметом об­суждения на представительных собраниях научной и деловой общественности, в средствах массовой информации.

Для преодоления имеющихся недостатков в налоговой системе предлага­лось доработать и законодательно утвердить Налоговый кодекс Российской Фе­дерации (НК РФ).

Наконец, в результате продолжительной работы Государственная Дума при­няла 16 июня 1998 года, Совет Федерации одобрил 17 июля 1998 года часть пер­вую НК РФ, и Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Сразу же после опубликования НК РФ учёные, экономисты, юристы начали вносить множество предложений по корректировке, изменению и дополнению многих статей указанного Кодекса. Потребовался год, чтобы изучить их, прове­рить на практике, подготовить, согласовать и принять эти поправки. По-этому, по своему значению и последствиям для цивилизованных налоговых отношений принятый Государственной Думой и подписанный Президентом Российской Феде­рации в июле 1999 года Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ» труд переоценить.

Налог - категория историческая, она носит общественный характер. Вся ис­тория развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счёт централизации указанных ресурсов, осуществ­ляется для того, чтобы:

ü способствовать возобновлению воспроизводственных процессов;

ü обеспечивать существование нетрудоспособных лиц и непроизводственной сферы;

ü обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;

ü проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследования;

ü создавать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

В связи с этим часть созданной в производстве стоимости в форме финансо­вых ресурсов изымается в безэквивалентном, безвозвратном и одностороннем порядке. Такое движение финансовых ресурсов и отличает налоговые отношения от других перераспределительных отношений.

Налогу с позиции всеобщности свойственны отличительные черты, создаю­щие индивидуальную специфику общественного предназначения. В соответствии с этими признаками и формируется конкретная налоговая система, применительно к условиям базиса надстройки подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия.

Основными признаками налога, существующего на поверхности экономиче­ской деятельности, уже как форма выражения сущности экономической категории, являются следующие:

· налог - обязательный денежный платёж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно;

· в налоге выражен повсеместный охват дохода, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий.

· налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.

В налоге должны соизмеряться на практике его фискальное и регулирующие «способности».

Последнее свойство налога наиболее значимо, ибо оно обеспечивает наибольшую рациональность налогового механизма.

Использование налога на практике подчиняется чётким принципам. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные или организационно-экономические. Фундаментальные принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного пространства и време­ни. Воспринимая налог как объективно существующую абстракцию реальных от­ношений распределения стоимости, мы представляем, что при этом складывают­ся отношения между государством и хозяйствующими субъектами по изъятию из хозяйственного оборота средств на общественные нужды.

Отсюда следует, что вопросы сущности налога как экономической категории важны не только с научной точки зрения, они необходимы и для практики. Поэто­му в случае принятия законов о налоговой системе или налогообложении без учё­та требований экономических законов в реальной жизни происходит утрата нало­гом своей объективности, то есть его отзыв от экономического базиса. И это непо­средственно влияет на экономические интересы граждан, снижая, а зачастую и препятствуя их удовлетворению.

Таким образом, экономическое содержание понятия «налог» -двуедино:

а) налог - это теоретическая абстракция реально существующих произ­водственных отношений перераспределительного характера, то есть экономическая, объективная категория;

b) налог - это практическая форма существования этой категории на по­верхности экономической деятельности в виде целенаправленного орудия воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводства, то есть способ управления ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: