Действующая система налогообложения была введена в 1991 - 1992 годах. Налоговая реформа, проведённая в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учёта значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать стихийность рыночных процессов воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
С введением новой налоговой системы и приданием налогам важной роли в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней возникла необходимость организации специального аппарата управления и контроля за налогами. В результате были созданы налоговые органы Российской Федерации.
В соответствии с Законом РСФСР от 21.03.1991 // 2 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» правовое положение Госналогслужбы России определялось как обособленного подразделения при Министерстве финансов, созданного на базе отдела, управления государственных доходов. Позже Госналогслужбе России был придан статус самостоятельного органа, и она была выведена из статуса Минфина России и включена в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству Российской Федерации. Это было сделано в целях повышения роли укрепления и обеспечения независимой деятельности Госналогслужбы России и объективности контрольной работы. В соответствии с указом Президента РФ от 23.12.1998 № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» она получила статуc министерства. Как известно блок необходимых законов нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ был принят в конце 1991 года, а начиная с 1992 года эти акты вступили в действие. С того времени в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что в основном связано с приведением налоговой системы в соответствие с новыми политическими и экономическими процессами, которые разворачивались в стране.
Экономическая ситуация диктовала необходимость проведения налоговой реформы. Пути и способы осуществления преобразований были предметом обсуждения на представительных собраниях научной и деловой общественности, в средствах массовой информации.
Для преодоления имеющихся недостатков в налоговой системе предлагалось доработать и законодательно утвердить Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Наконец, в результате продолжительной работы Государственная Дума приняла 16 июня 1998 года, Совет Федерации одобрил 17 июля 1998 года часть первую НК РФ, и Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Сразу же после опубликования НК РФ учёные, экономисты, юристы начали вносить множество предложений по корректировке, изменению и дополнению многих статей указанного Кодекса. Потребовался год, чтобы изучить их, проверить на практике, подготовить, согласовать и принять эти поправки. По-этому, по своему значению и последствиям для цивилизованных налоговых отношений принятый Государственной Думой и подписанный Президентом Российской Федерации в июле 1999 года Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ» труд переоценить.
Налог - категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счёт централизации указанных ресурсов, осуществляется для того, чтобы:
ü способствовать возобновлению воспроизводственных процессов;
ü обеспечивать существование нетрудоспособных лиц и непроизводственной сферы;
ü обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;
ü проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследования;
ü создавать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.
В связи с этим часть созданной в производстве стоимости в форме финансовых ресурсов изымается в безэквивалентном, безвозвратном и одностороннем порядке. Такое движение финансовых ресурсов и отличает налоговые отношения от других перераспределительных отношений.
Налогу с позиции всеобщности свойственны отличительные черты, создающие индивидуальную специфику общественного предназначения. В соответствии с этими признаками и формируется конкретная налоговая система, применительно к условиям базиса надстройки подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия.
Основными признаками налога, существующего на поверхности экономической деятельности, уже как форма выражения сущности экономической категории, являются следующие:
· налог - обязательный денежный платёж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно;
· в налоге выражен повсеместный охват дохода, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий.
· налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.
В налоге должны соизмеряться на практике его фискальное и регулирующие «способности».
Последнее свойство налога наиболее значимо, ибо оно обеспечивает наибольшую рациональность налогового механизма.
Использование налога на практике подчиняется чётким принципам. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные или организационно-экономические. Фундаментальные принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного пространства и времени. Воспринимая налог как объективно существующую абстракцию реальных отношений распределения стоимости, мы представляем, что при этом складываются отношения между государством и хозяйствующими субъектами по изъятию из хозяйственного оборота средств на общественные нужды.
Отсюда следует, что вопросы сущности налога как экономической категории важны не только с научной точки зрения, они необходимы и для практики. Поэтому в случае принятия законов о налоговой системе или налогообложении без учёта требований экономических законов в реальной жизни происходит утрата налогом своей объективности, то есть его отзыв от экономического базиса. И это непосредственно влияет на экономические интересы граждан, снижая, а зачастую и препятствуя их удовлетворению.
Таким образом, экономическое содержание понятия «налог» -двуедино:
а) налог - это теоретическая абстракция реально существующих производственных отношений перераспределительного характера, то есть экономическая, объективная категория;
b) налог - это практическая форма существования этой категории на поверхности экономической деятельности в виде целенаправленного орудия воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводства, то есть способ управления ими.