Г. Налоги и неэластичное предложение


Рис. 1 Зависимость между эластичностью спроса и предложения и налогом

На рис. 1 показаны участки кривых спроса, изображённых в виде прямых ис­ключительно ради удобства. Числовые примеры могут быть построены на допу­щении, что функции спроса и предложения линейны, следовательно, их графики имеют вид прямых. На графике А и Б кривые (прямые) предложения обозначены 3 и 31, а кривая спроса обозначена й. По двум известным показателям - объёму продаж и соответствующим им ценам уравнение кривой спроса будет иметь вид:

Р2-Р1t Р1t* Q2-Q1 * Р2
P = -------------- * Q + -------------------------, где

Q2-Q1Q2-Q1

Р2 и Р1t - известные цены при Q2 и Q1 - известных объёмах продаж.

По данному уравнению, задавая любой объём продаж Q, можно определить цену продаж Р, которая будет ему соответствовать. Эластичность спроса опреде­ляется положением кривой спроса на координатной плоскости QОР, а именно -различным углом наклона к оси OQ. Поскольку угол наклона в уравнении (1) ха­рактеризуется тангенсом k, то для кривой D на графиках А и Б он будет равен:

Р2-Р1t

k = ------------- < 0;

Q2-Q1

поскольку Р2-Р1t< 0 и Q2-Q1 > 0; или Р2 < Р1t и Q2 >Q1.

На графиках В и Г построены отрезки кривых предложения, для удобства также максимально приближенные к виду прямой. Тангенс угла наклона линии предложения равен коэффициенту, рассчитываемому по формуле:

Р2-Р1

k = -------------.

Q2-Q1

Уравнение кривой S, изображённой на графиках В и Г, имеет вид:

Р2-Р1 Р1 *Q2-Q1 *Р2
Р = ------------- * Q + ---------------------------, где

Q2-Q1Q2-Q1

k - тангенс угла наклона кривой S;

Q1 и Q2 - различные объёмы продаж, соответствующие одному состоянию предложения;

Р1 и Р2 - соответствующие этим объёмам продаж цены.

График В показывает, что при эластичном предложении (0 ≤ k < 1) налог с продаж приводит к большому повышению цен (от Р1 до Р2), и поэтому налог оп­лачивается главным образом потребителем. Но если предложение неэластично (k> 1), как на графике Г, цена повысится незначительно (от Р1 до Р2) и большая часть налога ляжет на плечи продавцов.

Степень переложения налогового гнёта на конечного потребителя товаров, работ, услуг зависит прежде всего от соотношения долей в составе налоговой системы государства двух основных групп - прямых и косвенных налогов. Именно косвенные налоги считаются самыми перелагаемыми, поскольку они являются прямыми надбавками к ценам. Яркими представителями таких налогов являются акцизы, налоги с продаж, налоги с оборота (НДС, налог на содержание террито­рий и др.).

Исследование механизмов переложения налогов даёт представление о тен­денциях к уклонению от налогов, поскольку сам механизм переложения налогов создаёт условия для налогового уклонизма. Тяжесть налогового бремени, не со­размерная с платежеспособностью предприятий и граждан, заставляет налого­плательщиков искать варианты ухода от налогов. Налогоплательщики нередко намеренно допускают ошибки в налоговых расчётах с тем, чтобы впоследствии,обратившись к арбитражным судьям, «оттянуть» срок налоговых выплат, а также в надежде хотя бы что-нибудь оспорить в свою пользу. Такие плательщики рассчитывают при этом, что за время рассмотрения их дел, возможно, наступит более благоприятная ситуация для ведения финансово-хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow