Основные вехи истории философии

Глава 3

История философии имеет дело не с прошедшим, а с вечным... и должна быть сравнима в своем результате не с галереей заблуждений человече­ского духа, а скорее с пантеоном бо­жественных образов.

Гегель. «Наука логики»

В предыдущей главе мы рассказали о зарождении философии в Древней Греции. С этого момента и начинается ее история, ко­торая распадается на эпохи и периоды как в зависимости от об­щих закономерностей развития общества и его культуры, так и от внутренней логики самого философского знания. Тем не менее, во все времена в центре внимания находятся такие философские проблемы, как: что первично в мире — дух или материя, каково место человека в мире и в чем смысл его существования, позна­ваем ли мир и какие пути и методы ведут к истинному знанию, в чем сущность человеческого общества, какое будущее ожидает людей и др. (помните разговор о единстве основной философ­ской проблематики в первой главе учебника?).

Многие философы считают, что ответы на эти вопросы зави­сят от того, как тот или иной мыслитель решает для себя вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Иногда эту проблему называют основным философским вопросом, хотя мы так не думаем, потому что этот вопрос является основным только для двух разделов философии — онтологии, учении о бытии, и гносеологии, учении о познании; для других же разделов он не имеет столь определяющего значения. И все же этот вопрос дей­ствительно является одним из важнейших, и в зависимости от ответа на него философские системы делятся на различные на­правления. Во-первых, вопрос об отношений мышления к бытию, духа к природе означает, что философ должен решить для себя — что первично! Материальные процессы в своем развитии породили дух, сознание или, наоборот, вначале должен был существовать дух, который создал мир? Помните, как милетцы искали перво­начало сущего? Какими бы наивными ни казались их поиски и ответы сегодня, суть заданного ими вопроса до сих пор волнует человека. Те, кто первичным считает материю, развитие матери­ального мира, являются материалистами. Те же, кто уверен, что мир не мог возникнуть без осмысленного плана, без воздействия духа, называются идеалистами.

Но если вы задумаетесь, то поймете, что идеализм тоже мо­жет быть разным. Можно искать начало мира в активности Бога или богов, можно верить в существование космического созна­ния или в абсолютный разум, — во всех этих случаях мы будем иметь дело с таким идеализмом, который основу мироздания ви­дит в чем-то независимом от отдельного человека, субъекта, то есть в чем-то объективно существующем. Недаром такие пози­ции получили название объективного идеализма. Но есть идеали­сты, которые убеждены, что мир — это наше субъективное ощу­щение, порождение нашего сознания. Вы встали утром, умы­лись, позавтракали, пришли в класс... А уверены ли вы в том, что это действительно произошло? Представьте себе фантастиче­скую ситуацию: вы — это плавающие в питательном растворе мозги, а некто дотрагивается до них в тех или иных точках, и вам кажется, что вы встали, почистили зубы, сели за учебник по философии... Разумеется, субъективные идеалисты не имели в виду такого сюжета, но они подметили одну бесспорную вещь: мир вокруг нас кажется нам таким или иным в зависимости от наших ощущений, восприятий, от того, как мы устроены и т. д. Поэтому начало мироздания они видят в субъективном духе, в сознании субъекта (см. схему).

Во-вторых, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе имеет и другую, гносеологическую, сторону: может ли наше сознание дать нам истинную информацию о мире? Позна­ваем ли мир? На этот вопрос тоже возможны различные ответы. Большинство философов и в прошлом, и в настоящем считают, что мир познаваем, что с помощью сознания и мышления мы способны создать такую картину мира, которая отражает его ре­альные свойства и качества. Пусть эта картина нуждается в по­стоянном уточнении, пусть путь познания извилист и труден, но

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе

↓ ↓

Что первично? Познаваем ли мир?

↓ ↓ ↓ ↓

Если материя, Если Дух, сознание, «Да»- ответ «Нет»- ответ

то это материализм то это идеализм гносеологических агностиков

оптимистов

Если Бог,дух, Если индивидуальное

то это объективный сознание, то это

идеализм субъективный идеализм

истина достижима. Мыслители, придерживающиеся таких взгля­дов, называются гносеологическими оптимистами, они оптими­стично оценивают познавательные способности человека. Но есть и такие философы, которые считают, что мир сам по себе для человека всегда останется тайной за семью печатями. Такую позицию называют агностицизм (от гр. agnostos — «недоступный познанию»), а тех, кто ее придерживаются, — агностиками. В пользу такой точки зрения возможна различная аргументация. Во-первых, единственным источником нашей информации о мире являются ощущения. Очевидно, что наши ощущения огра­ничены. Мы не слышим ультразвук, не видим инфракрасное из­лучение, воспринимаем окружающую нас действительность цвет­ной (а для многих животных, например, мир черно-белый) и т. п. Действительно, есть основания задуматься: а насколько наше восприятие мира отражает объективную реальность? Во-вторых, можно рассуждать и по-другому: даже если наши ощущения дают нам истинную (хотя бы и приблизительно) информацию о мире, мы в своем восприятии окружающего как будто бы скользим по поверхности явлений, видим только то, что нас касается, что от­вечает нашим интересам и потребностям, соответствует нашим представлениям и ожиданиям о том, каков мир. От этого наше восприятие окружающей действительности становится искажен­ным, антропоморфным, — человеческая картина мира совсем не похожа на то, как воспринимают мир, например, землеройка или воробей. Мир же сам по себе, без «примешивания» к нему чело­века, для нас непознаваем. И есть еще одна трудность познания, на которую часто указывают агностики: мир бесконечен, а чело век, да и человечество в целом, конечно, ограничено. Поэтому есть такие вещи, которые никогда не будут исследованы людьми, а значит, есть принципиально непознаваемые области бытия.

Прочитав следующие главы, где мы расскажем вам об основ­ных эпохах в развитии философии и о некоторых выдающихся философах разных времен, вы сами увидите, какие формы при­нимали в истории философии материализм и идеализм, какие аргументы использовали для обоснования своей позиции гно­сеологические оптимисты и агностики, и после этого, возможно, вы сможете определить и свою позицию в этом важном для фи­лософии вопросе — вопросе об отношении мышления к бытию, духа к природе. А сейчас давайте вернемся в Древнюю Грецию и посмотрим, что происходило с философией после ее возникно­вения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: