Фигуры мыслей, убеждающие разум

Примеч. Фигуры мыслей заключаются в оборотах сильных, новых и трогательных. Они действуют или больше на разум, или больше на
воображение, или больше на сердце. По преимуществу действия каждая фигура причислена к одной из трех способностей. – Прозаик, оратор и
поэт имеют на них равное право. – Но если разделим фигуры на грамматические (ф. слов), реторические (ф. разума), прозаические (ф. воображения) и
поэтические (ф. сердца), то грамматик, оратор, прозаик и поэт поссорятся за
собственность.

§ 1. Предупреждение (оccupatio) – когда оратор, предупреждая слушателей, сам возражает себе и опровергает возражение. – Служит к большему убеждению. Напр.:

Цицерон за Квинтия: Ты скажешь, что не было ни времени, ни возможности призвать его к суду, но он жил с тобою больше года. Скажешь, что в Галлии нельзя было судить его, но в сей провинции суд производился. – Демосфен к афинянам против Филиппа: Но, может быть, некоторые спросят: где ж флот наш пристанет к берегу? – Война, афиняне, сама война назначит место: она укажет нам, где неприятель будет слабее... нам должно только отважиться на битву.

§ 2. Ответствование (subjectio) – когда сами вопрошаем и ответствуем. – Сия фигура возбуждает внимание, любопытство и удовлетворяет оному. Примеры:

у прозаиков: Новгород видал надменного врага пред стенами своими – кто ж входил в них доныне? Одни друзья его (Кар.).

у ораторов: Потомство соплетет ему венец хвалы? Но глава, увядшая под смертным серпом, носить его не может. Бытописания возвестят дела его? Но сему не внемлет слух, прилегший к сердцу земли, которого и глас грома не потрясает. Воздвигнут в честь его медь или мрамор? Но под тяжестию его изнемогают кости, кои природа тихим манием преклонила в мире уснуть и почить (Анаст. о Бецком);

у поэтов:

В полях ли брань? – Ты тьмишь свод звездный.

В морях ли бой? – Ты пенишь бездны (Держ.).

§ 3. Уступление (сoncessio) – когда мы соглашаемся на противное, но для того, чтобы тем более низвергнуть противника и подтвердить нашу истину. – Требует тонкости ума, чтобы поразить противника его же оружием. На ней часто основываются эпиграммы. Напр.:

Наш Доктор говорит: нет! Ни один больной

Не скажет, будто бы он не доволен мной.

– Конечно, ни один не скажет:

Смерть всякому язык завяжет (Дмитр.).

Или: Так точно! В продолженьи дня

Ты можешь и продать и выкупить меня.

В проворстве всяк тебе уступит.

Я сам ручаюсь головой,

Что в целый век того не сделать мне с тобой:

Тебя – никто не купит. N.N.

§ 4. Разделение (distributio) – вычисление видов вместо рода, частей вместо целого. Оно делает истину очевиднее, более убеждает разум. Напр.:

Здесь сонм великих Ее мужей (России) – там строй непобедимых Ее ратников, и знамена, на коих орел распростирает крыле свои, струятся в воздухе. Здесь цветут Ее грады, Ее мирные села и благословенные нивы – там сверкают Ее реки, текущие обилием; там возвышаются Ее горы, источающие сокровища; там шумят необозримые моря Ее и флаги Ее развивают (Бакк.).

§ 5. Перемещение (antimetabole) – когда переставив слова в предложении, даем другую, сильнейшую и часто противную мысль. Сия фигура неожиданно, но тем сильнее убеждает разум. Напр.:

Не для того живем, чтоб е сть, а для того едим, чтоб жить. – Внимайте юноши старцу, которому внимали старцы, когда он был юношей. – Находясь целую жизнь под защитою законов и правительства, воспользуйся случаем быть хотя единожды защитою законов и Правительства (Филар.). – Искупи кровию для потомков те блага, которые кровию купили для тебя предки (Филар.). – Шуйские хотели, чтобы Великий Князь помнил их угождения и забывал досады – он помнил только досады и забывал угождения (Кар.). – „Да!
Я изменник, а требую от тебя клятвы, быть верным Государю нашему и сыну его – ты праведен, а не хочешь дать ее“. [ Турунтай замешался и присягнул (Кар.). Т. VIII, с. 209].

§ 6. Остроумие (оxymoron) – острая мысль с видимым противоречием. Заставляет соображать умом и догадываться. На ней часто основываются эпиграммы. Примеры:

1) у прозаиков: Где нет предмета для хвалы, там скажем все молчанием (Кар.). – На коих [ пирах ] трезвость, важность, самая пристойность считались непристойностью (Кар.);

2) у поэтов: Слепец всевидящий! [ Гомера называет Батюшков. ] – Движений тишина, Стыдливое молчанье, Где вся душа слышна, И прелесть без искусства, Которая для чувства Прекрасней красоты (Жук.).

Эпиграмма: Эдипом Озеров к бессмертию идет:

И кто ж!.. Слепец его ведет!.. (Жук.).

§ 7. Отступление (digressio) – искусный переход от одного предмета к другому. Служит к соединению частей рассуждения. Напр.:

Почему, судя о Тебе, хотя превознесенном паче всех человек, но яко о человеке, и должны бы мы свои радости и восторги торжественные в своих пределах удержать... (см. продолжение).

§ 8. Возвращение (revocatio) – переход от постороннего к главному предмету, последствие отступления. Сии две фигуры всегда следуют одна за другою, обращают ум от одной истины к другой и для ораторов необходимы. Напр.:

Продолжение: Удержать!.. Но что же означает сие днесь над тобою совершившееся действие? Состоит ли оно в одной наружности? Составляет ли только один простой обряд? Ах! Нет (Плат.).

§ 9. Наращение (gradatio, incrementum) – постепенный ход от слабейшего к сильнейшему, более и более убеждает разум. Напр.:

Если же закон, живущий в сердцах, изгоняется... нет жизни в законах
писанных: повеления не имеют уважения, исполнение – доверия, своеволие идет рядом с угнетением, и оба приближают общество к падению (Филар.). – Или: Продолжение и возрастание общей опасности нигде не могло быть примечено, разве при алтарях, где моление становилось продолжительнее, число притекающих возрастало, отверзающиеся Господу сердца, уже не таясь собраний, изливались в слезах умиления (Филар.).

§ 10. Поправление (еpanorthosis) – когда одна мысль, как будто нечаянно или не нарочно сказанная, заменяется другою и сильнейшею. Примеры:

1) у ораторов: Погибнете, безрассудные! Вы, дерзающие оскорблять Бога хулением вашим! – Но что я сказал? – Нет! Лучше обратитесь несчастные, к милосердию Его и покайтеся... (из Массильона);

2) у поэтов:

Вся наша жизнь не что иное,

Как лишь мечтание пустое...

Иль нет, тяжелый некий шар,

На нежном волоске висящий. И пр. (Держ.).


XXXV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: