§ 1. Изображение (hypotiposis) – видение, живая картина, представляющая предмет или происшествие так живо, как будто оно действительно происходит в глазах наших и мы видим его. Она легко воспламеняет страсти: удивление, жалость, досаду, мщение и пр. Примеры:
1) у ораторов: И Екатерина на троне! Красота в образе воинственной Паллады!.. Вокруг блестящие ряды героев!.. пламя усердия в груди их!.. пред нею священный ужас и гений России!.. опираясь на мужество, богиня шествует – и слава, гремя в облаках трубою, опускает на главу ее венок лавровый! (Кар.) [ Удивление ];
2) у поэтов:
А там, на лесничный восход
Прибрел на костылях, согбенный,
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смерти –
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска (Держ.) [ Жалость! ].
§ 2. Одушевление (рrosopopoeia) – волшебство чувств, когда бездушному или отвлеченному предмету дается и жизнь, и действие. Сия фигура сильно поражает воображение. (На ней основаны аллегорические божества греков и римлян.) Напр.:
|
|
И бледна Смерть на всех глядит:
Глядит на всех: и на царей,
Кому в державу тесны миры,
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры,
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны,
И точит лезвие косы (Держ.).
§ 3. Заимословие (sermocinatio) – прекрасный оборот, вкладывающий слова в уста отсутствующего или умершего мужа. (На ней основаны разговоры в царстве мертвых.) Часто сия фигура соединяется с одушевлением, когда бездушному предмету – сверх жизни и действия – даются слова. Примеры:
1) у прозаиков: Мизософы (ненавистники просвещения) торжествуют: „Вот плоды вашей мудрости! – говорят они. – Где воспылал огнь раздора, мятежа и злобы? Где первая кровь обагрила землю?.. Да погибнет же ваша (ложная) философия! (Кар.);
2) у ораторов: заимословие с одушевлением: Тогда Отечество (в виде матери) приемлет его (гражданина) и, вознеся глас свой, вещает: „Сын мой! Все, что ты имеешь, – мое. Что ж ты для меня сделаешь? Чем ты мне будешь полезен?“ (Бакк.);
3) у поэтов:
Я прошу у быстрой Волги:
Возврати ты друга мне.
Быстра Волга отвечает:
„Друг твой в дальней стороне“.
§ 4. Противоположение (antithesis) – искусство противополагать предмет предмету (контрасты), или мысль мысли (антитезы). Opposita penes se posita magis elucescunt[62]. Сия фигура сильно действует на воображение. Примеры:
1) у прозаиков: Русские гибнут – новгородцы считают златые монеты. Русские в узах – новгородцы славят вольность свою (Кар.);
2) у ораторов: Сей венец на главе твоей есть слава наша, но – твой подвиг. Сей скипетр есть наш покой, но – твое бдение. Сия держава есть наша безопасность, но – твое попечение. Сия порфира есть наше ограждение, но – твое ополчение. Вся сия утварь царская есть нам утешение, но тебе – бремя (Плат.);
|
|
3) у поэтов: контрасты:
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог (Держ.).
Сегодня бог, а завтра – прах (Держ.).
Где столь был яств – там гроб стоит (Держ.).
Примеч. Частое употребление антитезов и контрастов, действуя на одно только воображение, делает слог сухим и утомительным (например, слог
Сенеки).
§ 5. Сравнение (parallellus) – сильное сличение подобных предметов, близких действий или свойств. Сия фигура особенно свойственна духу древних русских стихотворений. Примеры:
1) у прозаиков: Суворов, подобно Александру, сколько раз сражался, столько раз побеждал; подобно Цесарю, ставил себя выше рока, и рок не смел изобличить его в ошибке (Кар.);
2) у поэтов:
Что не ласточки, не касаточки
Вкруг тепла гнезда увиваются:
Нет. То мать плачет – как река льется,
А сестра плачет – как ручей течет.
Примеч. Сюда относится и напоминание (allusio), прекрасная фигура, представляющая воображению нечто подобное и приятное. Примеры:
1) у ораторов: И сидим сладко, всяк под виноградом своим и под смоковницею своею, якоже Израиль во дни Соломона. Конисский;
2) у поэтов: И самый Слон, / Который был в лесах, почтён / Как в Греции Платон (Крыл.).
§ 6. Определение реторическое (descriptio paraphrasis, описание) – вычисление главнейших качеств, важнейших свойств и принадлежностей, пленительных для воображения. Примеры:
1) у прозаиков: История в некотором смысле есть священная книга народов, главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение настоящего и пример будущего (Кар.);
2) у поэтов:
О Ты! пространством бесконечный!
Живый в движеньи вещества;
Теченьем времени Превечный,
Без лиц, в трех лицах Божества;
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог;
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем Бог (Держ.).
§ 7. Напряжение (energia) – собрание многих кратких и сильных мыслей об одном предмете. Сходна с наращением. Разность: та постепенна и убеждает разум, а напряжение усиленно и внезапностью действует на воображение. Примеры:
1) у прозаиков: Распространился ужас, сделалось общее смятение, затворили крепость, начали вооружаться. [ В Казани. ] (Кар.);
2) у поэтов:
Жить для себя лишь одного,
Уметь лишь радостей пить реки,
Лишь ветром плыть – гнесть чернь ярмом;
Стыд, совесть – слабых душ тревога!
Нет добродетели!.. Нет Бога!..
Злодей!.. увы! И грянул гром!..“ (Держ.).
§ 8. Превышение (auxisis) говорит больше, нежели сколько
разуметь должно. Вид тропа гиперболы, отличается тем, что состоит не в одном слове, а в целой мысли. Примеры:
1) у прозаиков: Где только сияло солнце в областях российских, везде сияла Ее премудрость [ Екатерины ] (Кар.). – От Бельта в отдаленнейших степях
Сибири он слышит вздох угнетенного и видит слезы несчастного (Бакк.). – Он умолк, и каждая бразда, проведенная на ниве его, есть источник, из коего течет злато в сокровищницы Отечества (Бакк.);
2) у поэтов:
Вихрь полунощный – летит богатырь:
Мрак от чела – с посвиста пыль,
Молньи от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади!.. (Держ.).
§ 9. Умаление (mejosis tapinosis) говорит меньше, нежели сколько разуметь должно. Также вид гиперболы, и отличается тем же, что состоит не в одном слове, а в целой мысли. Примеры:
1) у прозаиков: Он – легче пуху, бессильнее мухи, непостояннее зефира;
2) у поэтов: Ни воздух двигаться, ни огнь гореть не смел (Херасков).
§ 10. Невозможность (impossibile) – когда трудное сравнива-ется с невозможным и последнее почитается удобнейшим. Примеры:
1) у прозаиков: Болгары, заключив мир с Владимиром, утвердили клятву сими простыми словами: „Разве тогда нарушим договор, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде“ (Кар.);
|
|
2) у поэтов:
И славы луч твоей затмится,
Когда померкнет солнца свет,
Со треском небо развалится,
И время на косу падет (Дмитр.).
XXXVI.