Фигуры мыслей, действующие на воображение

§ 1. Изображение (hypotiposis) – видение, живая картина, представляющая предмет или происшествие так живо, как будто оно действительно происходит в глазах наших и мы видим его. Она легко воспламеняет страсти: удивление, жалость, досаду, мщение и пр. Примеры:

1) у ораторов: И Екатерина на троне! Красота в образе воинственной Паллады!.. Вокруг блестящие ряды героев!.. пламя усердия в груди их!.. пред нею священный ужас и гений России!.. опираясь на мужество, богиня шествует – и слава, гремя в облаках трубою, опускает на главу ее венок лавровый! (Кар.) [ Удивление ];

2) у поэтов:

А там, на лесничный восход

Прибрел на костылях, согбенный,

Бесстрашный, старый воин тот,

Тремя медальми украшенный,

Которого в бою рука

Избавила тебя от смерти –

Он хочет руку ту простерти

Для хлеба от тебя куска (Держ.) [ Жалость! ].

§ 2. Одушевление (рrosopopoeia) – волшебство чувств, когда бездушному или отвлеченному предмету дается и жизнь, и действие. Сия фигура сильно поражает воображение. (На ней основаны аллегорические божества греков и римлян.) Напр.:

И бледна Смерть на всех глядит:

Глядит на всех: и на царей,

Кому в державу тесны миры,

Глядит на пышных богачей,

Что в злате и сребре кумиры,

Глядит на прелесть и красы,

Глядит на разум возвышенный,

Глядит на силы дерзновенны,

И точит лезвие косы (Держ.).

§ 3. Заимословие (sermocinatio) – прекрасный оборот, вкладывающий слова в уста отсутствующего или умершего мужа. (На ней основаны разговоры в царстве мертвых.) Часто сия фигура соединяется с одушевлением, когда бездушному предмету – сверх жизни и действия – даются слова. Примеры:

1) у прозаиков: Мизософы (ненавистники просвещения) торжествуют: „Вот плоды вашей мудрости! – говорят они. – Где воспылал огнь раздора, мятежа и злобы? Где первая кровь обагрила землю?.. Да погибнет же ваша (ложная) философия! (Кар.);

2) у ораторов: заимословие с одушевлением: Тогда Отечество (в виде матери) приемлет его (гражданина) и, вознеся глас свой, вещает: „Сын мой! Все, что ты имеешь, – мое. Что ж ты для меня сделаешь? Чем ты мне будешь полезен?“ (Бакк.);

3) у поэтов:

Я прошу у быстрой Волги:

Возврати ты друга мне.

Быстра Волга отвечает:

„Друг твой в дальней стороне“.

§ 4. Противоположение (antithesis) – искусство противополагать предмет предмету (контрасты), или мысль мысли (антитезы). Opposita penes se posita magis elucescunt[62]. Сия фигура сильно действует на воображение. Примеры:

1) у прозаиков: Русские гибнут – новгородцы считают златые монеты. Русские в узах – новгородцы славят вольность свою (Кар.);

2) у ораторов: Сей венец на главе твоей есть слава наша, но – твой подвиг. Сей скипетр есть наш покой, но – твое бдение. Сия держава есть наша безопасность, но – твое попечение. Сия порфира есть наше ограждение, но – твое ополчение. Вся сия утварь царская есть нам утешение, но тебе – бремя (Плат.);

3) у поэтов: контрасты:

Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог (Держ.).

Сегодня бог, а завтра – прах (Держ.).

Где столь был яств – там гроб стоит (Держ.).

Примеч. Частое употребление антитезов и контрастов, действуя на одно только воображение, делает слог сухим и утомительным (например, слог
Сенеки).

§ 5. Сравнение (parallellus) – сильное сличение подобных предметов, близких действий или свойств. Сия фигура особенно свойственна духу древних русских стихотворений. Примеры:

1) у прозаиков: Суворов, подобно Александру, сколько раз сражался, столько раз побеждал; подобно Цесарю, ставил себя выше рока, и рок не смел изобличить его в ошибке (Кар.);

2) у поэтов:

Что не ласточки, не касаточки

Вкруг тепла гнезда увиваются:

Нет. То мать плачет – как река льется,

А сестра плачет – как ручей течет.

Примеч. Сюда относится и напоминание (allusio), прекрасная фигура, представляющая воображению нечто подобное и приятное. Примеры:

1) у ораторов: И сидим сладко, всяк под виноградом своим и под смоковницею своею, якоже Израиль во дни Соломона. Конисский;

2) у поэтов: И самый Слон, / Который был в лесах, почтён / Как в Греции Платон (Крыл.).

§ 6. Определение реторическое (descriptio paraphrasis, описание) – вычисление главнейших качеств, важнейших свойств и принадлежностей, пленительных для воображения. Примеры:

1) у прозаиков: История в некотором смысле есть священная книга народов, главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение настоящего и пример будущего (Кар.);

2) у поэтов:

О Ты! пространством бесконечный!

Живый в движеньи вещества;

Теченьем времени Превечный,

Без лиц, в трех лицах Божества;

Дух всюду Сущий и Единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог;

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем Бог (Держ.).

§ 7. Напряжение (energia) – собрание многих кратких и сильных мыслей об одном предмете. Сходна с наращением. Разность: та постепенна и убеждает разум, а напряжение усиленно и внезапностью действует на воображение. Примеры:

1) у прозаиков: Распространился ужас, сделалось общее смятение, затворили крепость, начали вооружаться. [ В Казани. ] (Кар.);

2) у поэтов:

Жить для себя лишь одного,

Уметь лишь радостей пить реки,

Лишь ветром плыть – гнесть чернь ярмом;

Стыд, совесть – слабых душ тревога!

Нет добродетели!.. Нет Бога!..

Злодей!.. увы! И грянул гром!..“ (Держ.).

§ 8. Превышение (auxisis) говорит больше, нежели сколько
разуметь должно. Вид тропа гиперболы, отличается тем, что состоит не в одном слове, а в целой мысли. Примеры:

1) у прозаиков: Где только сияло солнце в областях российских, везде сияла Ее премудрость [ Екатерины ] (Кар.). – От Бельта в отдаленнейших степях
Сибири он слышит вздох угнетенного и видит слезы несчастного (Бакк.). – Он умолк, и каждая бразда, проведенная на ниве его, есть источник, из коего течет злато в сокровищницы Отечества (Бакк.);

2) у поэтов:

Вихрь полунощный – летит богатырь:

Мрак от чела – с посвиста пыль,

Молньи от взоров бегут впереди,

Дубы грядою лежат позади!.. (Держ.).

§ 9. Умаление (mejosis tapinosis) говорит меньше, нежели сколько разуметь должно. Также вид гиперболы, и отличается тем же, что состоит не в одном слове, а в целой мысли. Примеры:

1) у прозаиков: Он – легче пуху, бессильнее мухи, непостояннее зефира;

2) у поэтов: Ни воздух двигаться, ни огнь гореть не смел (Херасков).

§ 10. Невозможность (impossibile) – когда трудное сравнива-ется с невозможным и последнее почитается удобнейшим. Примеры:

1) у прозаиков: Болгары, заключив мир с Владимиром, утвердили клятву сими простыми словами: „Разве тогда нарушим договор, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде“ (Кар.);

2) у поэтов:

И славы луч твоей затмится,

Когда померкнет солнца свет,

Со треском небо развалится,

И время на косу падет (Дмитр.).

XXXVI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: