Фигуры от повторения и сходства слов

От повторения слов происходят семь главнейших фигур:

§ 1. Усугубление (epizeuxis) – повторение одного слова 1) два-
жды и 2) трижды через несколько слов для большей красоты и выразительности. Примеры:

1) Восторг! Восторг я ощущаю (Дмитр.). – Шуми, шуми волнами, Рона (Бат.). – Придут, придут часы скучны (Держ.); 2) Зовет меня, зовет твой стон; зовет и к гробу приближает (Держ.).

§ 2. Возвращение (anadiplosis) начинает другое предложение тем словом, коим первое кончилось: 1) с прибавлением к нему большей силы; 2) возвращение с разделением (antanaclasis) – оканчивается такими двумя и тремя словами, кои в двух и трех следующих предложениях повторяются порознь с объяснением; 3) превращение (epanodos) – повторение тех же самых слов, но в другом порядке. Примеры:

1) возвращение: Низвергнется, падет, падет и не восстанет. – Я лишился друга, друга, которого ничто заменить не может. – Ты жив, но жив не для
обуздания, а для умножения твоей дерзости;

2) возвращение с разделением: Он [ Бецкий ]оставил память о себе в имени и в делах: в имени, написанном в книге вечной жизни; в делах, увенчанных небесною славою (Анаст.). – Вся военная теория его (Суворова) состояла в трех словах: взор, быстрота, удар; но взор сей дает природа немногим; но быстрота сия была тайною для самих аннибалов; но удар сей разителен единственно с Суворовым (Кар.);

3) превращение: И все, что в мире оживлено, Дань платит счастью и любви. Все дань любви и счастью платит. Лишь человек... (Капнист).

§ 3. Единоначатие (anaphora) – когда несколько предложений или стихов сряду начинаются 1) одним словом или 2) иногда и двумя словами. Примеры:

1) Вечное движение в одном кругу, вечное повторение, вечная смена дня с ночью и ночи со днем, вечное смешение истин с заблуждениями и добродетелей с пороками (Кар.). – Тобой поставлю суд правдивый, Тобой сотру сердца кичливы, Тобой я буду злость казнить, Тобой заслугам мзду дарить (Лом.). – Возрастай, дитя прекрасно, Возрастай, наш полубог, Возрастай, уподобляясь, ты родителям во всем (Держ.); 2) Он так взирал к врагам лицом, он так бросал за Бельт свой гром, он сильно так взносил десницу (Лом.).

§ 4. Единоокончание (epiphora) – несколько предложений подряд оканчивает 1) одним словом, 2) иногда двумя словами. Сия фигура в противоположности с единоначатием. Примеры:

1) Граждане! Вы жалеете о трех истребленных воинствах? – истребил их Антоний. Мы лишились знаменитейших граждан? – похитил их Антоний.
Ограничена власть сего самого Сената? – стеснил ее Антоний (Циц.); 2) Век просвещения! Я не узнаю тебя; в крови и пламени не узнаю тебя; среди убийств и разрушений не узнаю тебя! (Кар.).

§ 5. Совокупление (symploce) – несколько предложений сряду начинает все одним и кончит все другим, но одинаковым словом. Соединяет единоначатие с единоокончанием. Напр.:

Кто первый оградил царство наше искусственными твердынями? Петр Великий. Кто первый устроил воинство и создал флоты? Петр Великий. Кто первый избрал толь крепкое место к населению сего царственного града? Петр Великий. Кто созидает и украшает сей град многокрасивыми зданиями? Петр Великий (Феоф.).

§ 6. Восхождение (climax) – когда несколько предложений выводятся одно из другого так, что каким словом первое кончится, тем следующее начинается, и постепенно возвышается речь. Напр.:

И нас, чад своих, призвала прославить имя твое (ЕкатеринаПетра), а в имени твоем прославить добродетель, в добродетели же прославить самого Бога (Плат.). – В городах начинается роскошь, от роскоши исходит корыстолюбие, от корыстолюбия рождается дерзость, а дерзость отваживается на все злодеяния.

§ 7. Окружение (epanalepsis) – повторение одного слова в начале и в конце краткого по полноте периода. Напр.:

Внемлите, народы, Эллады сыны! Высокие песням внемлите (Бат.). –
Слезой я каждый день встречаю и кончу каждый день слезой. – Я весел, но о чем, того и сам не знаю. Но что мне нужды в том, лишь только б был я весел. – Узнала витязя она, и брата с ужасом узнала.

§ 8. Наклонение (polyptoton) – 1) употребление одного слова
в разных грамматических переменах, 2) произвождение (paregmen-
on) – счастливое употребление слов, от одного корня происходящих. Примеры:

1) Себя собою составляя, Собою из себя сияя, Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек (Держ.). – Грудь со грудью и рука с рукою (Дмитр.). – Желал, чего желать не должно, искал, чего найти не можно (Кар.); 2) произвождение: Царю царствующих и Господину господствующих. – Не гордитесь сильные силою, славные славою, могущественные могуществом и богатые богатством своим (Плат.). – Теперь он (Очаков) падает во всем величии, чтоб тем еще более
увеличить славу нашу (Кар.).

§ 9. Отличение (ploce) – 1) употребление одного слова в разных значениях; 2) различение (paradiastole) – употребление разных слов в одном значении. Примеры:

1) отличие: И в мире миром насладишься. Или: Осел пребудет век Ослом (Держ.). – И из гостей домой пришла свинья свиньей (Крыл.). – И нищий нищеньким по-прежнему остался (Крыл.) [ В первом случае имя показывает название, а во втором – его свойство. ];

2) различение [ Цицерон против Верреса ]: Не вора, но грабителя, не святотата, но врага святыни, не убийцу, но палача граждан предаем суду вашему. – Не сочинителя, но сочинение, не злодеев, а злодейство, не порочных, но порок обвинять должно.

§ 10. Соответствие (homoeoptaton) – 1) расположение слов в двух-трех предложениях, одно другому отвечающих; 2) созвучие (paronomasia) – неожиданное и резкое стечение одинаковых звуков, рифма в прозе, любимая в простонародном слоге русских, особенно в пословицах; 3) согласие окончаний (homoeoteleuton) – когда краткие предложения оканчиваются или именами в одних падежах, или глаголами в одних временах, лицах и пр. Примеры:

1) соответствие: Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной (Кар.);

2) созвучие: Вор ворует не для прибыли, а для своей гибели (пословица). – А он (Наполеон) за виски, да в тиски (Рост.). Да и твоей силе быть в могиле (Рост.);

3) согласие окончаний: Прилежание похвалится, труд наградится, успехи прославятся. – Богатство приобретается хитростями, уважение – добродетелию, а слава – великими делами. – Все спрашивают, никто не ответствует (Кар.). – Тем соединяющие правление с подчинением узы неразрывнее, ревность ко благу общему – живее, деятельность – неутомимее, единодушие – неразлучнее, крепость – необоримее (Филар.).

XXXIV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: