Анализ себестоимости единицы продукции

Себестоимость выпуска продукции – общая сумма затрат, связанных с выпуском продукции.

Себестоимость единицы продукции в целом по предприятию определяется делением общей себестоимости продукции по смете и факту на общее количество выпущенной продукции.

Анализ и диагностика себестоимости единицы продукции выполняется в двух направлениях:

1) для определения оптимального варианта выпуска отдельных изделий с позиции потребностей рынка и возможностей предприятия;

2) для диагностики эффективности затрат на производство продукции, для определения динамики себестоимости продукции, расчета ее рациональной цены, изыскания возможностей снижения затрат.

Анализ фактически достигнутых результатов проводится сравнением фактической калькуляции с нормативной (сметной), используются показатели уровня рентабельности продукции (изделий).

Установленные отклонения по статьям затрат являются объектом факторного анализа. В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть выявлены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения ее уровня. Это необходимо для квалифицированного управления процессом формирования затрат и поиска резервов их сокращения.

Ситуация – иллюстрация 2 анализа себестоимости единицы продукции в целом по предприятию (М.И. Трубочкина с.132)

Таблица 2 – Данные для анализа себестоимости единицы продукции

Изд. Количество изделий Себестоим. ед. продукции, руб. Общая себестоимость продукции, руб. Отклоне-ния от сметы
Смета Факт. Смета Факт. Смета условно Факт
шт. % шт. %
                     
А   38,2   46,3           +1472
Б   61,8   53,7           +140
Итого         27,35 31,76       +1612

А) Устанавливается себестоимость ед. продукции путем деления гр. 7 и гр.9 соответственно на гр.1 и гр.3. и устанавливается, что себестоимость ед. продукции увеличилась на 4,4 руб.(31.76-27,35).

Б) Определяется влияние факторов (Таблица 3)

структурные сдвиги в выпуске продукции (доля изделий «А» возросла, а «Б» снизилась);

себестоимость единицы продукции каждого наименования.

Таблица 3 Расчет влияния факторов на себестоимость выпуска продукции

Факторы Расчет влияния факторов Величина влияния, руб.
Формула расчета Расчет
1. Изменение себестоимости выпуска продукции +1612
2. Себестоимость продукции при фактических объеме, структуре и плановой себестоимости ед. продукции гр.8  
3. Влияние объема и структуры продукции на себестоимость выпуска +196,0
4. Влияние структуры выпуска продукции на себестоимость выпуска продукции (27,76-27,35)х354 +141,6
5. Влияние объема выпуска на себестоимость выпуска продукции 196-141,6 +54,4
6. Влияние изменения себестоимости единицы продукции на себестоимость выпуска продукции  
7. Совокупное влияние факторов на изменение себестоимости выпуска продукции стр.4+стр.5+стр.6 141,6+54,4+1416 +1612

Вывод: Основным фактором, повлиявшим на увеличение фактической себестоимости продукции, явился рост фактической себестоимости ед. продукции по сравнению со сметной. Поэтому далее необходимо проанализировать отклонения по статьям калькуляции.





Подборка статей по вашей теме: