Анализ себестоимости единицы продукции

Себестоимость выпуска продукции – общая сумма затрат, связанных с выпуском продукции.

Себестоимость единицы продукции в целом по предприятию определяется делением общей себестоимости продукции по смете и факту на общее количество выпущенной продукции.

Анализ и диагностика себестоимости единицы продукции выполняется в двух направлениях:

1) для определения оптимального варианта выпуска отдельных изделий с позиции потребностей рынка и возможностей предприятия;

2) для диагностики эффективности затрат на производство продукции, для определения динамики себестоимости продукции, расчета ее рациональной цены, изыскания возможностей снижения затрат.

Анализ фактически достигнутых результатов проводится сравнением фактической калькуляции с нормативной (сметной), используются показатели уровня рентабельности продукции (изделий).

Установленные отклонения по статьям затрат являются объектом факторного анализа. В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть выявлены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения ее уровня. Это необходимо для квалифицированного управления процессом формирования затрат и поиска резервов их сокращения.

Ситуация – иллюстрация 2 анализа себестоимости единицы продукции в целом по предприятию (М.И. Трубочкина с.132)

Таблица 2 – Данные для анализа себестоимости единицы продукции

Изд. Количество изделий Себестоим. ед. продукции, руб. Общая себестоимость продукции, руб. Отклоне-ния от сметы
Смета Факт. Смета Факт. Смета условно Факт
шт. % шт. %
                     
А   38,2   46,3           +1472
Б   61,8   53,7           +140
Итого         27,35 31,76       +1612

А) Устанавливается себестоимость ед. продукции путем деления гр. 7 и гр.9 соответственно на гр.1 и гр.3. и устанавливается, что себестоимость ед. продукции увеличилась на 4,4 руб.(31.76-27,35).

Б) Определяется влияние факторов (Таблица 3)

структурные сдвиги в выпуске продукции (доля изделий «А» возросла, а «Б» снизилась);

себестоимость единицы продукции каждого наименования.

Таблица 3 Расчет влияния факторов на себестоимость выпуска продукции

Факторы Расчет влияния факторов Величина влияния, руб.
Формула расчета Расчет
1. Изменение себестоимости выпуска продукции +1612
2. Себестоимость продукции при фактических объеме, структуре и плановой себестоимости ед. продукции гр.8  
3. Влияние объема и структуры продукции на себестоимость выпуска +196,0
4. Влияние структуры выпуска продукции на себестоимость выпуска продукции (27,76-27,35)х354 +141,6
5. Влияние объема выпуска на себестоимость выпуска продукции 196-141,6 +54,4
6. Влияние изменения себестоимости единицы продукции на себестоимость выпуска продукции  
7. Совокупное влияние факторов на изменение себестоимости выпуска продукции стр.4+стр.5+стр.6 141,6+54,4+1416 +1612

Вывод: Основным фактором, повлиявшим на увеличение фактической себестоимости продукции, явился рост фактической себестоимости ед. продукции по сравнению со сметной. Поэтому далее необходимо проанализировать отклонения по статьям калькуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: