Первоначально – это драма, соединённая с пением и инструментальной музыкой.
Современное понятие: мелодрама – драматическое произведение, отличающееся излишним трагизмом, неестественной напряжённостью.
Действующие лица мелодрамы делятся на добродетельных героев и злодеев. Добродетель в конце обязательно существует.
Мелодрама (гр. mēlos – песнь, мелодия) – драматургический жанр, который характеризует:
- острая интрига;
- резкое противопоставление добра и зла;
- преувеличение;
- эмоциональность.
Жанр возник во Франции в конце 18 века. Достиг расцвета в 1830–40–х годах.
Также мелодрамой называется музыкально–драматическое произведение, в котором диалоги и монологи чередуются музыкой или сопровождаются ею (вторая половина 18 века).
Комедия (от греч. kōmōdia) – драматическое произведение весёлого, жизнерадостного характера, часто осмеивающее недостатки общественной жизни, быта и людей. Жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического.
|
|
Противоположен комедии.
Комедия положений – основана на:
- хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» Шекспира);
- осмеянии отдельных человеческих качеств («Тартюф» Мольера);
- высмеивании устарелых или банальных воззрений (пьесы Б.Шоу).
По характеру комического различают комедии:
- сатирические («Ревизор» Гоголя);
- юмористические («Турандат» Гоцци);
- трагикомедии (Аристофан, Гольдони);
- комедии масок (итал. commedia dell’arte) – 16–17 века. Персонажи–маски.
Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) – теоретик искусства писал: «Смех обладает замечательной силой приближать предмет, вводит предмет в зону глубокого контакта, где его можно фамильярно ощупывать со всех сторон, переворачивать, выворачивать наизнанку, заглядывать снизу и сверху, разбивать его внешнюю оболочку, заглядывать в нутро, сомневаться, разлагать, расчленять, обнажать и разоблачать, свободно исследовать и экспериментировать».
Фарс – лёгкая комедия, вид театрального представления. Комедия или водевиль грубоватого, часто игривого содержания (фарсы Генри Филдинга). Традиционному фарсу полагается одна интрига.
Фарс (француское farce – фарш, от лат. farcio – начиняю).
Средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками. Бытовой комедийно-сатирический жанр, насыщенный буффонадой. Близок к немецкому фастнахтшпило (нем. Fastnachtspiel, букв. масленичная игра), итальянской комедии дель Арте.
В 19-20-х веках фарс – комедия-водевиль лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
Средневековый фарс – бытовая сценка, обычно анекдотического характера.
Фарс – начало комедии. Персонаж фарса задан заранее. В фарсе комический элемент сконцентрирован, очищен от признаков какого-либо иного жанра, персонажи начисто лишены сентиментальности, тем более трагизма.
|
|
Герой – жертва собственной глупости, а дураку не сопереживают, лишь учатся одному – не быть дураком. Никакой иной морали фарс не преподаёт.
В 16 веке фарс окончательно приобрёл завершённость, сделался главной формой городского увеселения.
Водевиль – (фр. vaudeville) – лёгкая шутливая пьеса, в которой диалоги чередуются с пением куплетов, танцами.
Бурлеск (бурлеска) от итал. burlesco – шутливый. Изображение «высоких» предметов «низким» стилем. Комические «перелицовки» трагедий. Связан с литературой и театральной пародией.
Буффонада (ит. Buffonata) – сценическое представление, построенное на преувеличенно-комических, шутовских положениях.
Феерия (фр. fеerie, от fēe – фея, волшебница).
- Жанр театральных спектаклей, в которых применяются постановочные эффекты для фантастических сцен. Возник в Италии в 17 веке.
- Цирковое представление с использованием различных эффектов.
Построение эпизодов не на определённом событии или действии, а на идее.
Эйзенштейн указывал на то, что звук, использованный контрапунктом, обогащает эмоциональную выразительность образа.
Восприятие интеллектуального фильма требует определённой подготовки зрителя.
Дикторский текст должен будить мысль. Он никогда не является описательным, а даёт ключ к пониманию тех мыслей, которые должны зародиться в последующие мгновения в голове зрителя. Текст строится на общих понятиях, в то время, как изображение показывает частные случаи.
Комедия «В кроссовках» – предназначена для подростков, которые, согласно статистике, имеют наиболее многочисленную зрительскую аудиторию. Родилась в Америке.
Жанр – одно из понятий, определяющих художественную форму произведения. В разных странахимеют разные названия:
- японская фехтовальная драма – «Тямбара».
- немецкая психологическая драма – «Каммершпиль».
- спектакль ужасов – «гиньоль».
- итальянская комедия – «Комедия белых телефонов».
- «Золушка» - излюбленная сюжетная схема американской комедии.
- Японские комедии «С поцелуями» – псевдобытовые идиллии.
- «Слабстик» – комедия пощёчин. (Америка).
Фантастические комедии, комедия-памфлет, черные комедии.
Смешное – категория психологическая – может быть бессодержательной.
Комическое – категория эстетическая – всегда содержательна, имеет воспитательные функции, всегда социальна.
Изначально в комедии основные функции: унижение сильных и возвышение слабых. Мистерия называлась «моралите».
Чаплин в статье «Мой секрет» писал: «забавно получается, когда персонаж, выставленный в смешном виде, отказывается признать, что с ним произошло нечто странное, и упорно хранит своё достоинство».
«Публика – и эту истину надо усвоить прежде всего – особенно бывает довольна, когда всякие неприятности приключаются с богатыми».
Высокое комическое часто граничит с трагическим.
Виды комедий: Эксцентрическая комедия – от серийных карикатур и цирка; трюковая комедия; светская комедия опирается на трагедии театра (фарс); салонная комедия («Весёлая вдова»); бытовая комедия – традиции салонной, приукрашивание действительности; сатирическая комедия – Чаплин «Великий диктатор».
Открытие Рене Клера – сочетание быта и сказки, реальности с фантазией («Париж уснул»).
С.Эйзенштейн начинал с комедии. Эксцентрическая короткометражка «Дневник Глумова» снята как один из аттракционов для спектакля «На всякого мудреца довольно простоты», поставленного им в театре Пролеткульта (снимались Г.Александров, И.Пырьев, М.Штраух), Вс. Пудовкин – начал с комедии «Шахматная горячка», Александр Довженко – снял две эксцентричные трюковые картины: «Вася реформатор» и «Ягодка любви», Г.Козинцев и Л.Трауберг – «Похождения Октябрины», Г.Рошаль – «Господа Скотинины», а И.Пырьев дебютировал двумя сатирическими комедиями: «Посторонняя женщина» и «Государственный чиновник».
|
|
Потомок русских Татищевых, Жак Тати – французский комик, в интервью с Анри Базеном и Франсуа Трюффо сказал: «Я пытаюсь сделать комические персонажи более правдоподобными … доказать и показать, что всё в мире забавно, и совсем не надо быть циркачом, чтобы выкинуть трюк «Каникулы господина Юло».
Комические эффекты:
- изменение темпа и направления движения (стоп – камера, обратная съёмка, ускорение, замедление);
- событие происходит не так, как ожидали, заканчивается неудачей, пустые старания. Неожиданность. Э.Кант писал: «Комическое есть эффект неожиданного превращения неопределённого ожидания в ничто»;
- событие происходит не в то время (опаздывающий или пришедший слишком рано);
- событие происходит не в том месте (Раздеваться в бане – естественно, в театре – нет.);
- герой оказывается не тем, за кого его принимали (думали, что генерал, а оказался швейцар);
- анахронизмы (например, нелепость средневековых традиций в современном обществе);
- комизмы, связанные с техникой;
- смешение реального с нереальным («Дон Кихот»);
- асинхронность (несовпадение изображения и звука) – бородач, говорящий женским голосом и др.;
- несоответствие размеров. Гиперболы – преувеличения и литоты – преуменьшения (шёпот вместо крика, сильное действие – слабое сопротивление);
- ритмично повторяемое действие, если оно повторяется с нарастанием, усилением (удары по голове плохо прибитой притолокой при входе);
- нарушение повторений, когда зритель привыкает к какому-нибудь действию, а оно внезапно не свершается;
- подмена персонажа (мужчина, как женщина, и наоборот);
- самозванство («Ревизор»).
В реалистическом искусстве интересен не сам предмет, как таковой, а точка зрения автора на изображаемый предмет.
|
|
Основные положения:
- деталь должна двигать действие;
- естественное развитие завязанных отношений;
- уход от иллюстративной трактовки;
- точное совпадение облика и духовной фактуры исполнителя с образом, который он создаёт;
- при экранизациях не переносить литературу на экран, а пытаться передать своё представление о ней;
- при озвучивании не забывать о многоголосии мира. Натура должна присутствовать и в павильоне: шелест, капель, гром, свистки паровоза, трамвай, лай собак и др. Это создаёт атмосферу и уводит от «фанеры»;
- классическим образцом реалистической формы является психологически-бытовое построение действия. Изображение жизни в формах самой жизни;
- фактурность образа, перенесение на экран осязаемой материальности предметной среды;
- индивидуализация персонажа.
Кинороман устремлён к созданию широкой и многогранной картины мира, изображение которой нераздельно слитно с глубоким психологизмом.
Черты киноромана: прозаичность, жизненность изображаемого явления. Подробности и мелочи, которые при всей кажущейся ничтожности имеют глубокий смысл и поэзию в связи с целым. А.И. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».
Прежде всего, важен отбор материала: типичного, важного и существенного. Художественное изображение никогда не тождественно оригиналу. Необходима вольная, раскованная форма для убедительной внешне и осмысленной внутренне картины жизни. Количественный момент (метраж) не является решающим.
Андре Базен писал: «Реальность не есть искусство, но реалистическое искусство – это такое искусство, которое умеет создать эстетику, составляющую одно целое с реальностью.»
«Эстетика действительности» – одна из разновидностей реализма.
Для реализма характерна мера соотношения повествовательного и изобразительного начал.
Фильм-дайджест – минимум времени для движения сюжета и характеристики персонажа («Анна Каренина» изложена на 16-ти страницах). Этот жанр пристрастен к голой повествовательности, исключающей любой самодавлеющий изобразительный и психологический момент.
Для натурализма типично стремление добиваться полного сходства с действительностью, прибегать к обильной детализации и подробному внешнему описанию.
Поиск красоты неприукрашенной реальности – эмоциональная выразительность прозаического материала. На поверхности (форма) – только жизнь, в глубине (содержание) – большое искусство.