Причинность исследования систем управления

Почти каждая организация (предприятие) рано или поздно оказыва­ется в ситуации, когда традиционный механизм управления перестает приносить ожидаемый эффект. В этот период ведущая роль отводится научным исследованиям, цель которых — проведение различной глуби­ны (или уровня) изменений, направленных на совершенствование, раз­витие и реорганизацию, создание новых типов и классов систем. Остано­вимся на определении перечисленных фундаментальных изменений, направленных на качественные преобразования в управлении, которым в последнее десятилетие XX в. уделялось активное внимание.

Совершенствование это процесс непрерывного повышения воз­можностей системы, прежде всего за счет интенсивного использова­ния ее внутренних ресурсов, выражающегося в росте объема производ­ства и продажи продукции (услуги), снижении затрат, повышении производительности труда. Под совершенствованием системы управ­ления будем понимать целенаправленное локальное изменение, обо­снованное результатами исследований и способствующее повышению эффективности принимаемых решений. В силу локальности измене­ния совершенствование осуществляется, как правило, в рамках сло­жившейся структуры и существующих принципов управления.

Сущность понятия «развитие» полно раскрывается в определении, данном в философском энциклопедическом словаре [107], а именно: развитие это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. И далее дополняется, что только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Поясним это положение, исполь­зуя следующие утверждения:

• обратимость изменений в отличие от необратимости — это процесс функционирования (а не развития) системы, а также осо­бенность проявления таких ее свойств, как устойчивость, адап­тация, т.е. циклическое воспроизведение функции системы и ее равновесного состояния;

• отсутствие направленности в изменениях не способствует их накоплению, и потому процесс лишается характерной для развития единой внутренней линии (закономерности), а отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастро­фического типа.

В кибернетике под развитием понимается переход целеустремлен­ной системы ко все более эффективным методам, сферам и масштабам деятельности. Применительно к теории управления социально-эконо­мическими системами заслуживает внимания определение развития как процесса закономерного перехода управления с одного качествен­ного уровня на другой, обеспечивающий конкурентные преимущества производства или его своевременную переориентацию на другие рын­ки. В менеджменте развитие означает следующее: новые изделия, но­вые формы их применения, новый сервис, новые решения проблем клиентов, новые рынки и каналы сбыта, новый имидж, новые спосо­бы производства, новые технологии и, как следствие, изменения в це­лях, структуре, составе элементов, функций, задач и т.д.

В связи с этим предметом изучения в первую очередь выступают внутренние механизмы развития, которые обусловлены потенциалом системы. Процесс развития неуниверсален и неоднороден, что наглядно показано на рис. 1.1 и описано зависимостями (1.5)—(1.7). Развитие — настолько сложный процесс, что возникла целая область знаний по изу­чению организации и функционирования развивающихся систем. Истоки этого направления — результаты исследования эмпирической школы науки управления, представленные в многочисленных трудах в виде опыта передовых компаний мира. Характерным примером слу­жат монографии Т. Питерса и Р. Уотермана [72] и П. Друкера [23].

Реорганизация (преобразование, организационная трансформация, реструктуризация, бифуркация) означает разрушение существующей управленческой иерархии, пересмотр основных целей, ценностей и поведенческих стереотипов на основе новой концепции жизни органи­зации. Реорганизация относится к революционным формам развития и приводит к всеобъемлющим изменениям. Здесь уместно пояснить смысл термина «бифуркация», используемого лауреатом Нобелевской премии И.Р. Пригожиным для пояснения явлений исторического, экономи­ческого и социального характера.

В силу случайного характера развития элементы системы приобре­тают специфические свойства «по переработке вещества, энергии, ин­формации, поэтому разнообразие элементов растет» [78]. Накопление новых свойств способствует бифуркации или перерождению системы путем возникновения качественно отличного поведения элемента при количественном изменении его параметров. Фаза бифуркации очень важна для системы. Термином «бифуркация» сейчас обозначают поворотные пункты развития, подчеркивая ситуацию выбора в условиях неопределенности, а также возможность нескольких вариантов хода дальнейших событий, потерю устойчивости предшествующего состо­яния. Современный этап развития часто именуют эрой бифуркации, в которой предшествующая траектория теряет устойчивость, резко воз­растает опасность глобальных катастроф и требуется выбрать новый путь развития.

Бифуркации разделяются на «мягкие» и «жесткие»:

• «Мягкая» би­фуркация — это способность системы эволюционно перейти с неус­тойчивой на устойчивую траекторию, образуемую в «окрестностях» предшествующей траектории;

• «Жесткая» бифуркация — это скачко­образный переход системы на новую траекторию или в новое состоя­ние.

Изменения как совершенствование, развитие и реорганизация способствует прогрессу в управлении и характеризуются переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенно­му и отличаются множественностью направлений. Наиболее очевид­ные из них, рассмотренные в работе [17] и дополненные, приведены в табл. 4.2.


Таблица 4.2

Основные направления прогрессивных изменений в системах управления

Страта Признак стратификации системы Направление изменений
I Параметры организации управления • Повышение уровня знаний и умения персонала • Повышение производительности труда • Повышение эффективности процессов управления • Повышение уровня информатизации управленческого труда • Снижение неопределенности информации • Снижение текучести кадров • Сокращение расходов на управление
II Свойства системы управления • Повышение устойчивости • Повышение адаптивности • Повышение экономичности • Повышение надежности • Улучшение качества • Развитие способности к самообучению и самоорганизации
III Элементы системы управления • Оптимизация деятельности • Оптимизация функций • Оптимизация процессов • Оптимизация технологии
IV Структура системы управления • Развитие горизонтальных циклов управления • Исключение «узких» концентраторов информации • Исключение приоритета структуры относительно функций • Достижение структуры синергетического типа • Оптимизация «объемной» структурной модели системы управления, сочетающей наилучшим образом горизонтальный и вертикальный циклы управления
V Механизм управления • Освоение методов оптимизации и «быстрых» решений • Усиление специализации и формали­зации для решения стандартных задач управления Реализация самообучающихся алго­ритмов Использование современных методик • Внедрение информационно-вычис­лительных систем, баз данных • Создание экспертных систем с самоорганизующимися моделями • Развитие коммуникационных техно­логий и систем

«Культивирование» исследовательской деятельности — один из са­мых важных шагов, которые компании могут предпринять, чтобы опе­режать, а не отставать в осуществлении изменений. В этой связи по­лезным для будущих менеджеров будет знание характерных черт менеджера-новатора, приведенных Р. Кантер в работе [29]. Суть состоит в следующем.

1. Признание изменений как данность: менеджеры уверены, что неопределенность прояснится, что они умеют видеть перспективы и относятся к неудовлетворенным потребностям клиентов как к возмож­ности проявить себя.

2. Четкий выбор направления: менеджеры тщательно выбирают проекты и, заглядывая в далекое будущее, считают задержки и препят­ствия временными.

3. Тщательность: менеджеры хорошо готовятся к совещаниям и профессионально, на высоком уровне, представляют свои проекты, глубоко вникают в политику организации и чувствуют, чья поддержка может помочь им при различных стечениях обстоятельств.

4. Демократический стиль руководства: менеджеры поощряют под­чиненных работать с максимальной отдачей и в составе команды.

5. Убедительность, настойчивость и благоразумие: менеджеры понимают, что не могут достичь своих целей быстро, и поэтому упорно, но тактично продолжают доводить дело до конца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: