Тема 5. Диспозиция (расположение)

Лекция – 4 часа, практические занятия 6 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Работа над композицией речи: составление плана, разделов выступления, соразмерность частей, соответствие композиции замыслу, выбранному жанру, типу речи.

2. Особенности предъявления тезиса (дедуктивный и индуктивный способы).

3. Аргументация (виды аргументов, способы аргументации, общие правила и приемы эффективной аргументации).

Понятия: диспозиция, тип речи, описание, повествование, рассуждение, хрия, тезис, аргументы, дедуктивный и индуктивный способы предъявления тезиса.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте задачи и особенности каждой композиционной части речи.

2. Каковы основные требования к тезису речи?

3. Назовите виды аргументов и приведите примеры каждого вида.

4. Проанализируйте с точки зрения композиции речь Д.С. Мережковского «Памяти Тургенева».

5. Составьте речь-рассуждение на основе афоризма.

Тема 6. Элокуция (выражение в языковых формах и украшение)

Лекция – 1 час, практические занятия 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Работа над правильностью и ясностью речи, ее уместностью, подбор языковых средств, необходимых для адекватного отражения замысла.

2. Использование выразительных возможностей языка. Риторические, или стилистические фигуры.

3. Тропы.

4. Индивидуальный речевой стиль как стиль педагогического общения, как индивидуальная форма коммуникативного поведения педагога.

Понятия: элокуция, правильность речи, ясность речи, точность речи, выразительность речи, фигуры речи, тропы.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуете такие коммуникативные качества речи, как правильность, ясность, уместность.

2. Назовите источники выразительности речи.

3. Приведите примеры фигур речи.

4. Назовите основные тропы, приведите примеры из предложенного текста.

5. Составьте речь-описание чувств, используя фигуры речи и тропы.

Тема 7.Запоминание и исполнение. Меморио (запоминание)

Лекция – 2 часа, практические занятия 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Приемы запоминания текста: умение использовать подготовительный текст и намеченные приемы.

2. Преобразование текста: умение сократить текст, сохранив суть, сделать высказывание более пространным за счет имеющихся в памяти материалов, связанных с предметом речи.

3. Оратор и аудитория: активизация мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории, учет изменяющейся ситуации общения, ответы на вопросы, ведение дискуссии, рефлексия оратора, самоанализ выступления, корректировка текста.

4. Акцио (произношение, исполнение). Индивидуальный стиль речи педагогакак система речевых средств и приемов педагогического воздействия, как индивидуальная манера исполнения речевых актов в профессиональном (педагогическом общении). Интонационный и кинетический (жесто-мимическое поведение) компоненты индивидуального стиля.

Понятия: меморио, акцио, компрессия текста, приемы привлечения внимания аудитории.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные приемы запоминания текста.

2. Виды преобразования текста.

3. Какие особенности аудитории должен учитывать оратор при выступлении?

4. С какими трудностями может столкнуться оратор в процессе выступления?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: