Бабосов М.Е

Экономическая культура - это “проекция” культуры (в ее широком понимании) на сферу социально-экономических отношений. В сфере экономики и связанных с нею социально-экономических отношений работает вся культура: все ее элементы так или иначе проявляются, функционируют здесь. Это преломление общих принципов, идеалов, норм, требований общей системы культуры в экономической культуре, а последней - в экономической деятельности и тесно связанных с нею социально-экономических отношений.

Особенностями функционирования экономической культуры как социального механизма является то, что она регулирует экономическую активность хозяйствующих субъектов. Сфера действия этого механизма простирается от системы норм правил и образцов поведения персонифицированного хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов) в процессе общественного производства (на макроуровне).

На микроуровне социальный механизм экономической культуры призван обеспечить субъекту оптимальную разработку тактики индивидуального хозяйственного развития, исходя из сложившихся условий объективной макросреды. Конкретным носителем экономической культуры на данном уровне выступает индивидуальный хозяйствующий субъект.

На уровне общественного производства социальный механизм экономической культуры должен регулировать социальные процессы в соответствии с общественными потребностями, т.е. ускорять одни, сдерживать или преодолевать другие. Конкретным содержанием интегральной функции экономической культуры на макроуровне является разработка стратегии оптимального использования обществом ограниченных ресурсов в целях его выживания и развития.

3. Структура экономической культуры.

В структуре экономической культуры можно выделить ядро и периферию.

В ядре находятся следующие ценности:

1. ценности самореализации личности в экономической сфере общества - реализовать себя в качестве предпринимателя, менеджера, фермера и т.п.

2. ценность социально-экономического статуса, занимаемого работником в структуре общества - президент компании, директор фирмы, начальник отдела и т.п.

3. ценность обладания собственностью - частной, кооперативной, акционерной, интеллектуальной и т.д.

4. ценность материального вознаграждения за активную экономическую деятельность - прибыль, заработная плата, гонорар, премия.

5. ценность экономической самостоятельности индивида, способность и возможность принимать ответственные и выполняемые решения.

6. ценность экономической свободы личности, ее способность и возможность избирать ту или иную сферу экономической деятельности, в частности, свобода предпринимательства, особенно в обществах со “свободно-предпринимательской экономикой”.

7. важным элементом структуры экономической культуры составляют такие ценности, как честность, долг, справедливость, достоинство, уважение окружающих, применение своих способностей и им подобные, одинаково важные в экономическом поведении всех субъектов экономики: и менеджера, и предпринимателя, и рабочего и т.д.

8. совокупность экономических знаний, распространенных в обществе и уплощающихся в ценностях, нормах, стандартах и мотивах поведения, которыми руководствуется личность, группа или социальная общность (профессиональная, территориальная и др.) в своей экономической деятельности.

9. важными компонентами являются ценности права, правовых норм и законности.

4. Регулятивные возможности экономической культуры определяются полнотой и качеством выполнения ее функций.

1. Трансляционная функция проявляется в соответствии норм, правил и образцов поведения, транслируемым экономической культурой ожиданиям хозяйствующих субъектов и их мировоззрению. Кроме того, посредством этой функции передается из прошлого в настоящее, а из настоящего в в будущее определенный опыт экономической деятельности, те или иные наборы социальных ценностей, норм, потребностей, предпочтений, мотивов экономического поведения.

2. Селекционная функция связана с выявлением и отбором из унаследованных ценностей, норм, образцов поведения тех, которые в наибольшей степени соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям и необходимы для экономической деятельности в новых условиях.

3. Инновационная функция связана с обогащением содержания экономической культуры. По мере развития социально-экономических процессов, возникновения новых экономических явлений социальные общности вырабатывают новые, ранее не существовавшие ценности и нормы, стандарты экономического поведения и социально-экономических отношений.

Степень реализации каждой из функций зависит от целого ряда характеристик (общего уровня развития культуры, отраслевой, профессиональной принадлежности и др.) хозяйствующих субъектов, активность которых выступает источником и одновременно результатом развития социального механизма экономической культуры, функционирующей в рамках общественного производства.

Роль экономической культуры как регулятора экономического поведения субъекта оптимальна, когда названные функции реализуются в равной мере полно, все компоненты анализируемой системы включены в активную работу, а сама система усиленно взаимодействует с внешней средой.

Стратегия разрешения социального противоречия, которое состоит в несоответствии ожиданий субъектов экономической деятельности и требований современных реалий формирующейся экономики, связана с развитием экономической культуры посредством ее насыщения необходимым на данном этапе развития общества объемом и качеством знаний.

Кроме этих основных функций можно выделить следующие:

1. адаптационная - применение норм, ценностей, образцов поведения, сконцентрированных в экономической культуре каждый индивид или группа адаптируется к изменяющимся социально-экономическим условиям своей жизни, к существующим в обществе типам и формам экономической деятельности.

2. Нормативно-регуляционная - заключается в том, что экономическая культура, выступая в качестве совокупности идеалов норм, образцов поведения, предписывает индивидам и социальным группам определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания, притязания и способы деятельности в экономической сфере общества.

3. Информационная. Позволяет дать индивиду, социальной группе и обществу в целом достоверную, объективно верную социальную и экономическую информацию, без чего невозможна сама организация эффективной экономической деятельности.

4. Коммуникативная. Реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей.

5. Мотивационная - содержащиеся в системе экономической культуры развивающаяся совокупность ценностей, норм, образцов поведения задает определенные направления для мотивации их деятельности.

6. Мобилизующая - побуждает отдельных индивидов, их общности, социальные организации к определенным целенаправленным действиям, мобилизует их волю, интеллект, чувства, действия для достижения определенных социальных и экономических целей и решения вытекающих из них задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: