Философия культуры

Вопросы:

1. Понятие культуры и культурные практики в прошлом.

2. Концепции культуры в философии.

3. Культура как деятельность.

Культура и культурные практики.

Понятие культура происходит от латинского слова cultura, означающего обработку земли. Однако уже в древнем Риме оно было наполнено и другим содержанием. В работах Цицерона понятие культура понимает в другом смысле – не возделывание земли, а возделывание души.

В средние века культура – то, что связано с культом, религией. Термин почти не употреблялся.

Понятие вернулось в эпоху Возрождения. Культура и здесь понималось как возделывание души человека. Культура – отдельная сфера жизни общества, это тот мир, который создается человеком, который противопоставлялся природному миру.

Культура – духовный мир.

Что такое культурные практики для каждой эпохи, каждого периода истории европейской цивилизации?

Если мы посмотрим в античность, то культурные практики – это, прежде всего, образовательные практики (Пайдейя). Культурный человек – образованный человек, получивший образование, воспитанный. Образование в Древней Греции было связано прежде всего с подготовкой определенных гражданских качеств (подготовка к жизни в полисе). Пайдейя была сосредоточена на телесном развитии человека и на развитии риторики.

Говоря о средневековой Европе – культура есть изучение слова божьего. Культурный человек – тот, кто умеет прочесть слово Божие и осознать его.

Для эпохи Возрождения характерна некая переориентация в сравнении с средневековьем. Важнее уже не слово божье – а слова человека. Развитие словесности, светской культуры. Именно в это время развиваются различные языки.

Новое время: происходит самосознание термина «культура». Культурная деятельность во много рефлексивна. Это сохраняется и до нашего времени.

Философия культуры возникает в Европе в 18-ом веке. Связана она прежде всего с немецкой традицией. Один из первых философов – Пуффендорф. Также можно назвать Гердера.

Если говорить о философии просвещения, то в рамках этой философии культура понималась как нечто искусственное, как то, что создаёт человек. Противопоставление культура-натура. Под миром культуры понималась прежде всего история. Культура – то, что создана человеком.

В 19-ом веке понятие культуры изменилось. Культура стала пониматься прежде всего как народная культура, которая включает в себя традиции, готовые образцы поведения, ритуалы. Это понятие очень тесно стало сопрягаться с понятием этноса и нации. Многие европейские страны имели колонии в Африке и Северной Америке – проводились исследования жизни аборигенов.

На рубеже 19-20-го века происходит еще одно изменение этого понятия. Именно немецкая философия работала с понятием культура. В начале 20-го века возникает новое понятие и его появление связано с именем О. Шпенглера и его работой «Закат Запада» и «Закат Европы». В этой работе он сопоставляет 2 понятия – культура и цивилизация. Цивилизация всегда в Германии была связана с гражданственностью, городской жизнью, понятием законом и права. Понятие культура у Шпенглера приобрело значение творчества. Культура – творческое начало, дух творчества. В основе любой культуры лежит творческих импульс, какая-то идея. Что заставляет работать дух человека (pro-phenomen). Культура Шпенглера – органическое понятие. Рождается, живёт, проходит пик своего развития и умирает. Культура умирает когда угасает этот творческий импульс. Когда умирает культура – появляется цивилизация. В отличие от культуры цивилизация использует пиковые формы культурного развития. Ничего нового цивилизация не создаёт. Она паразитирует на том, что было создано культурой. Цивилизация умирает, и на этом всё. 2 понятия – культура и цивилизация у Шпенглера замкнуты. Шпенглер насчитывает около 10 культур и цивилизаций.

Будущее Шпенглер видел за славянской культурой. Он обращал внимание на новое движение в России. Будущее за Россией, славянскими странами. Возникает новая культура рядом с гибнущей европейской.

Еще в 19-ом веке Данилевский говорил о том, что культура это суть организм («Россия и Европа»). Та же идея – Европа умирает, за Россией будущее. Для Данилевского была важно просто разграничить Россию и Европу.

К. Леонтьев тоже выделяет в истории различные культуры, которые существовали независимо друг от друга. Он считает, что любая культура проходит периоды органического развития. Рождение – цветение – умирание. Это имеет внешнее выражение в жизни культуры.

В 20-ом веке сложился еще один подход. Понимание культуры как языка, как язык и система символов, знаков, значений. Культура – символический мир. Важно уметь считывать этот язык.

Структуралисты начали с исследований прежде всего с первобытных культур. Леви Стросс, Леви Брюлль и т.д. В исследования Леви Стросса разбирается как культура себя высказывает.

Универсальные формы культуры.

Культура как деятельность представляет собой сложное образование. Культурный акт - любая культурная деятельность начинается с обращение к культурному опыту. Готовые образцы деятельности, нормы,

В понятие культурной деятельности также входит сохранение и передача культурного опыта. Такой вид культурной деятельности является чистой культурной деятельностью. Самый важный тип культурной деятельности. Связано с образованием, социализацией и т.д.

1. Остенсивные формы.

2. Императивные формы.

3. Аксиоматические формы.

4. Форма-принцип.

Искусство пост-модерна. Борийяр очень критично оценивает современное искусство. Называет его вторичным, и паразитирующем на классическом искусстве, повторяющем то, что было.

Ж. Делёз и Глатори «Резома». Это означает в буквальном переводе «Корневище». Они сравнивают классическое искусство и искусство пост-модерна. В понятие классическое искусство они включат искусство от античности до нового времени. Для определение классики они выбирают метафору «древесности». «Древесное искусство». Классическая культура – всегда идеологическая культура, всегда подчинена какой-то идее, идее истины, идее добра. Связана с чёткими ориентирами, с чёткой системой ценностей. Воплощением классического искусства является книга. Это эпоха книжной культуры в том числе. Для классической культуры характерна прямолинейность. Прямая линия как ствол. Последовательность восприятия от начала до конца. Бессмысленно открывать «Анну Каренину» с конца. Чтобы понять, почему она бросилась под поезд нужно читать сначала.

Культура пост-модерна совсем иная. Это уже не ствол, это разветвленная сеть корней (корневище). Это культура где нет центральной идеи, нет системы идей, нет определяющих эту культуру понятий. Нет ствола, на который бы всё нанизывалось. Каждый участок этой сети является частью этой разветвленной сети. Если для классической культуры основной метафорой является книга, то для современной культуры этой метафорой стала сеть. Сеть Интернет уже стала частью нашей повседневности. Это бесконечная система ссылок. Всё ссылается друг на друга. В литературе также произошли изменения. Появляются романы, построенные по принципу сети, например «Хазарский словарь». М. Павич написал сразу 2 варианта этого романа – мужской и женский. Там нет сквозного действия, нет единой линии. Это действительно сборник словарных статей, ссылающихся друг на друга и т.д. Даже не обязательно читать всё. Принцип бесконечных отсылок. Чтение – нелинейное. Читатель берет то, что ему нужно, что ему нравится. Автор не доминирует, нет никакой основной идеи, которую он хочет высказать. Можно воспринимать фрагментарно и по частям.

Культура корневища – это шведский стол. Всё накрыто, огромный выбор – каждый берет то, что ему нравится. Нет императива съесть всё, как было в классической культуре.

Жак Де Ррида. Значимый философ современности (умер в 2004 году). Известен прежде всего своим проектом «Деконструкция». Деконструкция культуры и философии. В какой-то степени это критика европейской философии и культуры. Прежде всего в этом проекте он деконструирует основные понятия европейской культуры и философии, пытаясь понять, что стоит за этими понятиями.

Для него современное искусство это искусство направленное на само себе. Предмет искусства – сам искусство. Де Ррида противопоставляет классическое искусство и современное. Классическое всегда отсылалось к какой-то реальности, которая отличается от мира человека. За всеми понятия классической культуры стоит какая-то иная реальность. Это всегда выход к трансцендентному. Искусство всегда говорит о должном, а не о данном. Всегда «как должно быть», а не «как есть». Поэтому у классического искусства всегда наблюдается воспитательный эффект.

Современная культура сосредоточена сама на себе. Это открытие современной философии. Искусство, наконец, обретает само себе. Нет другой реальности, присутствует только реальность искусства. Поэтому и появляется эта система отсылок. Система уже создана, и всё что создается - создаётся в её рамках. Классический пример искусства пост-модерна – фильмы Квентина Тарантино. О чем вообще идёт речь? О кино. Это всегда киноцитаты, цитаты из других фильмов. Например «Бесславные ублюдки». Заимствовано название, заимствован сюжет. При этом сама реальность альтернативная. «Убить Билла» - отсылка к фильмам категории B 70-х годов. Искусство, настроенное на себя, цитирующее и копирующее себя.

Ихаб Хассан «Ещё раз постмодерн». Он попытался обобщить все характеристики искусства пост-модерна:

1. Искусству пост-модерна характерна неопределенность.

2. Фрагментарность. Искусство избегающее целостности и некой тотальности. Это коллаж, собрание чего-то недопустимого и несовместимого, монтаж.

3. Отказ от канонов. Нет правил и авторитетов, которые бы как-то ограничивали это искусство. Правила создаются для конкретного, для самого произведения.

4. Отсутствие сакрального. Используются любые образы. Может быть агрессивным, искусство террора, хоррора.

5. Утрата авторства. Искусство пост-модерна это не авторское искусство. Хассан отмечает, что из-за этого искусство утратило глубину. Современное искусство – деиндивидуализированное.

6. Ироничность. Никогда не нужно воспринимать серьезно современное искусство. Это игра в идеи, игра в историю, игра в понятия. Нет великих идей, нет автора.

7. Карнавализация. Одним из самых главных способов выражения современного художника является “performance”. Когда искусство создается посредством действия, акции. Акция, направленная на взаимодействие со слушателем. Этой акции присущ элемент карнавала. Участников вводят в ситуацию странности и непривычности. Классический пример – И. Кабаков на презентации произведения изобразил собаку. Создал провокацию.

8. Современное искусство имманентного, а не трансцендентного. Искусство направленное само на себя. Нет никакой другой реальности, есть только реальность искусства. Нет никакой высокой идеи, ради которой стоит создавать произведение. Оно сосредоточено на человеческом, на существующем культурном контексте без отсылок к трансцендентному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: