Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.
Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая — с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета.
Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки». Помогает ребенку выбирать все большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на большое кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь — все большие, а здесь — маленькие колечки».
Игра «Построй башни»
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.
Оборудование: набор кубиков одного цвета, двух размеров.
Ход игры: взрослый ставит перед ребенком набор кубиков и предлагает построить башни: «Будем строить башни. Вначале из таких, больших кубиков». Взрослый берет один большой кубик и ставит его перед ребенком: «Бери все такие и ставь на этот
кубик». При затруднениях взрослый обращает внимание ребенка на то, что если маленький сюда поставить, то башня падает. После того как ребенок построит башню из больших кубиков, все кубики снова кладутся перед ребенком: «Теперь будем строить башню из маленьких кубиков». В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на то, что из больших кубиков получается большая башня, а из маленьких — маленькая.
Игра «Брось мяч в корзину»
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, учить выделять по слову — большой, маленький.
Оборудование: мячи одного цвета, двух размеров, корзина.
Ход игры: взрослый ставит недалеко от ребенка корзину и набор мячей, предлагает ему бросать мячи в корзину: «Бери такой, как у меня, большой, бросай! Теперь снова бери большой, бросай». Взрослый обобщает: «В корзине — только большие мячи, а здесь — маленькие». Затем ребенку предлагают выбирать и бросать только маленькие мячи.
Развитие ориентировки на цвет (зрительное восприятие)