Символ веры

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосуща Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во ославление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь» (Молитвослов. Международный издательский центр православной литературы. С.6.).

Представители греко-византийской патристики предложили решение тринитарной проблемы. Догмат троицы сформулирован следующим образом: Бог триипостасен (имеет три лица): его первое первое лицо Бог-Отец – творец мира, демиург, первоначало; Бог-Сын, слово-логос, пришедший на землю Иисус Христос; Дух Святой – животворение, начало всего живого. Все три лица занимают в троице равноправное место. Они по сущности одинаковы (единосущны), неслиянны и нераздельны. Это личности, относящиеся друг к другу с любовью и пониманием. Благодаря «единящей силе любви» они проницаемы друг для друга. Возвышенная жетвенная любовь связывает их изначально. Их отношения – образец для всех людей, источник обоснования принципов добра, милосердия, справедливости, сострадания, сопереживания, на которых формировались идеалы европейской цивилизации. Этим они ценны и значимы для современного человека.

Золотой век патристики связывается с творчеством Аврелия Августина, епископа Гиппонийского. Самый универсальный представитель патристики Августин соединил высокие теологические интересы Востока с традиционным вниманием Запада к человеческому индивидууму. Выдающийся «учитель Запада» оказал влияние на всю последующую западноевропейскую философию Средних веков. Можно сказать, что христианская культура Западной Европы в своем основании опирается на фундаментальные труды Августина «Исповедь», с которой начинается жанр психологической автобиографии, «О граде Божьем» и др.

Августин систематизировал христианское учение, используя в качестве мировоззренческой основы платоновскую философию и неоплатонизм. Бог как Дух, творя мир из ничего, руководствовался теми совершенными идеалами-образами, которые содержались в его уме. Августин подчеркивал вечность и неизменность идей, логика его изложения требовала определить, что же такое время и вечность. Время как мера движения и изменения, по Августину, возникло с момента творения мира, а до этого не существовало. Привычка людей мыслить в прошедшем времени происходит вследствие их памяти, а мысль о будущем – результат их способности надеяться. В действительности существует только настоящее и именно оно помогает осмысливать и нашу память (прошлое), и нашу надежду (будущее).

Идеи Бога не подвержены времени вообще, они вечны, и сущность человека заключается в том, чтобы вечно стремиться к ним, ведь и сам человек несет в себе замысел творца и его внеземной образ, прежде всего Любовь и Добро. А зло проистекает от выбора человека. Не выбирая добро, он совершает зло, ибо зло – это отсутствие добра. Зло относительно, добро в мыслях Бога и в человеке как его образе и подобии – абсолютно. Августин, таким образом, оправдал Бога за зло, творимое в мире, за счет человека, наделенного волей и свободой волеизъявления. Поступательное движение в моральной истории человечества – это движение от эгоистической любви к себе (град земной), к бескорыстной любви к Богу (град Божий). Так Августин заставил европейское сознание мыслить в категориях морального прогресса, в основе которого заложен христианский оптимизм.

Человеческая душа, по Августину, наделена мыслью и памятью, это разумная душа. Вера должна предшествовать рациональному постижению («Верю, чтобы понимать»), прологом к теории двойственной истины, сформулированной поздней схоластикой, послужили такие слова Августина: «К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. По отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела – разум… Авторитет людей добрых представляется полезнее для невежественной толпы, разум приличнее для ученых…» (Цит. по: Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969, т.1, с. 594.).

Из творчества Августина особо можно выделить тот факт, что им фактически была основана герменевтика как особого рода искусство толкования (священных) текстов. Он высказывает семиотические идеи. У него есть четкое определение знака (знак есть материальный, воспринимаемый органами чувств объект для обозначения предмета речи), разделение искусственных и естественных знаков, многие логические идеи. Он впервые в явном виде определяет фундаментальную герменевтическую категорию «понимание», говоря о том, что «понимание есть переход от знака к значению», переход, во время которого осуществляется познание значения путем запечатления в душе представления о воздействующем на нее знаке.

Переход от патристики к схоластике (как центральному звену средневековой философии) осуществлялся в трудах Северина Боэция (480-524), который перевел на латинский язык основные произведения Аристотеля, тем самым перекинув смысловой мостик между античностью и средневековьем. Именно он обнаруживает в античности проблему универсалий, которая красной нитью пройдет через всю схоластику. «Последний римлянин», как его называют многие исследователи, был создателем замечательного произведения «Утешение философией», написанного им в тюрьме в ожидании казни. Приверженность философии не только как мировоззрению, но и как образу жизни проявилась у Боэция, несмотря на его христианские убеждения, в преданности античной философии. Боэцию принадлежит классификация семи свободных искусств, которые он предложил делить на два раздела. В первом предлагалось изучать грамматику, риторику и диалектику – набор гуманитарных дисциплин, получивших названия «трехпутья» (trivium).

На второй ступени (guadrivium) необходимо было ознакомиться с четырьмя путями овладения знаниями о природе: арифметикой, геометрией, астрономией и музыкой. Появившиеся в XII веке университеты обязательно наряду с теологией включали их в образовательную программу.

«Утешение философией» написано частично стихами. Страницы прозы, обрамленные стихотворными строчками, помогали усвоить не только научный, но и художественный смысл философского повествования.

Завершителем традиций патристики, крупным систематизатором и вместе с тем связующим звеном между патристикой и христианской философией Средневековья был византийский монашествующий писатель и поэт Иоанн Дамаскин (675-753), много лет проживший среди арабов-мусульман. В творчестве Иоанна (его основной труд «Источник знания») гармонично соединились два философских направления христианского богословия – неоплатоническое и аристотелевское. Методика Дамаскина во многом предвосхищала приемы европейской схоластики, на которую его труды оказали заметное влияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: