double arrow

Психологические особенности младшего школьного возраста

Границами данного возраста является период от 6-7 до 10-11лет.

ВВД в дошкольном возрасте является игра, если данная д-ть осуществляется эффективно и период дошкольного детства закончился естественным путем (ребёнок наигрался), то преход к следующему ВВД – учению, происходит легче, т.е. не так ярко выражена тревожность, возникает желание к учению.

ССР: ребёнок – учитель - общество. Школа, семья, приобретение нового социального статуса.

Мышление наглядно-образное с элементами словестно - логического.

Память -словестно-логическая.

Восприятие -анализирующее, проявление синтезирующего.

Готовность ребёнка к обучению определяется, уровнем его биологического созревания. К 7 годам происходит интенсивный рост черепа, почти заканчивается его окостенение, закрываются роднички и оформляются черепные швы, усиливается рост лобных долей мозга. Это постепенно делает ребёнка способным сознательно принимать и ставить цели, планировать и в определённой степени контролировать, а также оценивать результаты своей д-ти. Как известно, основным законом по которому работает головной мозг, является сочетание процессов возбуждения и торможения. К 7годам, несмотря на то, что склонность к процессу возбуждения еще велика, начинает очень заметно развиваться процесс активного условного торможения, => ребёнок становится способным руководить своими нервными процессами и удерживаться от поступков, которые не соответствую требованиям взрослого. Эта возрастная черта указывает на следующие особенности: семилетний ребёнок может сознательно управлять своим поведением; развивается стремление ребёнка к явлению самостоятельности и способность к самоконтролю.

Увеличивается д-ть 2-ой сигнальной системы, как системы разнообразных нервных связей, возникающих в коре головного мозга под влиянием речи => слово учит ставить цели: планировать свои действия и оценивать поступки => речь взрослого является величайшим средством развития и восприятия.

В младшем школьном возрасте происходит становление межполушарной асимметрии мозга, выделяется ведущее полушарие. Если левое - создает приимущественную основу для логических рассуждений и умозаключениий, аналитического мышления,вербальной коммуникации, памяти на слова, устной связной речи. Если ведущим становится правое полушарие – оно создает основу для наглядно-образного и простанственного мышления, для опознания целого по частям, управляет областью интуиции и фантазии.

Учебная д-ть предъявляет ребёнку высокие требования и коренным образом отличается от игровой д-ти, учебная д-ть – это несвободная для ребёнка д-ть и требует у него всесторонней переориентации. Учебная д-ть требует от ребёнка рефлексии, оценки того «чем он был до школы» и «чем стал как ученик». Трудности при переходе от игры к УД возникают у детей, которые всем ходом своего предыдущего развитя не подготовлены к школьному обучению. в этом случае простое принуждение и порицание крайне вредны для здоровья ребёнка может вызвать психоэмоциональное напряжение.

Л.С.Выготский считал, что в младшем школьном возрасте особенно интесивно под влиянием обучения начинают развиваться и успешно развиваются ВПФ. В УД ВПФ проявляются в осознании новых социальных отношений с людьми.

У младших школьников проявляется рефлексия, анализ и внутренний план мыслительных действий, а также познавательное отношение к действительности.

В процессе обучения развитие речи идет по пути формирования, чутья к языковым явл-ям, ориентировки на системы родного языка, усвоении некоторых закономерностей речи, в целом начинает входить в существующую реальность образно-знаковой системы. Под влиянием обучения изменяется внимание. В начале обучения преобладает непроизвольноое. Но так как учебная д-ть требует произвольноого внимания => произвольность психики становится ведущим новообразованием.

Произвольность поведения обуславливает развитие взрослости., что считается важным психическим новообразованием, по его появлению можно судить о начале нового этапа личностного развития ребёнка.

В теории развития личности Э.Эриксон выделял полярные качества личности при благоприятных и неблагоприятных условиях развития. В младшем школьном возрасте по Эриксону это 6-12 лет, область социальных отношений достаточно велика в нее входят одноклассники, соседи, учителя, товарищи по секциям и при благоприятных условиях к концу данного периода у ребёнка формируется чувство компетентности что в последствии приводит к успешному овладению знаниями и умениями. В противном случае может возникнуть чувство неполноценности. Большую роль в этом процессе играет учитель.

Фрейд выделял латентную стадию (6-7 – 12 лет – нач. подр. возр.)развития в данном возрастном периоде. Стадия затишья. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия – учеба, спорт, дружба со сверстниками, познание себя. Особое значение этой стадии заключается в том, что она является условием для развития высшей человеческой культуры.

Ж.Пиаже в своей переодизации детского развития выделял стадию конкретных операций (до 12 лет), на которой проявляется манипулирование символами, овладение мыслительными операциями и логическими правилами;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: