double arrow

ИНТЕНСИВНАЯ И ЭКСТЕНСИВНАЯ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Цель управления любыми системами (участок, цех, ТЭА, предприятие, группа предприятий) - повышение их эффективности. Одним из распространенных ме­тодов повышения эффективности систем (подсистем) является их обновление, т.е. применение инноваций - новой техники, технологии, организации производства, информационного обеспечения, новых видов услуг и т.д. Обычно это определяется понятием "научно-технический прогресс" (НТП).

Под научно-техническим прогрессом понимается единое, взаимообусловлен­ное и поступательное развитие науки, техники и технологии, служащее основой социального развития общества. В ряде стран аналогом аббревиатуры НТП явля­ется понятие РЕНД (RandD - Research and Development, т.е. исследования и разви­тие, разработки).

Многочисленные наблюдения показывают, что любые мероприятия по совершенствованию предоставления услуг и развития производства, например наращивание фондов, механизация, применение новых организационных форм и технологий, сначала дают существенную отдачу, а затем получаемый эф­фект сокращается, т.е. происходит насыщение и проявляется закон убываю­щей эффективности использования капиталовложений или других видов ресурсов (рис. 28.1). Так, повышение уровня механизации процессов ТО и ремонта в среднем АТП на 1% приводит к следующему приросту прибыли: при исходном уровне механизации 10% - на 3,6%; при исходном уровне механизации 34% - на 0,6%; при исходном уровне механизации 45% - только на 0,4%.

Закон убывающей эффективности описывается производственной функцией, общая форма которой:

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов растет выпуск продукции при росте соответствующего ресурса (основных фондов или трудовых ресурсов) на 1% без изменения его качественного состава.

Следовательно, увеличение применения технически однородных средств, тех-

нологических методов и численное увеличение персонала неизменной квалифи­кации неизбежно приводят к постепенному сокращению интенсивности улучшения показателей эффективности. Это - экстенсивные формы развития производства и общества.

Проведенные исследования показывают, что на производительность труда П практически в равной степени влияют фондовооруженность Ф и уровень техно­логии производства У (рис. 28.2):

Например, увеличение фондовооруженности на 15% может привести без изме­нения уровня применяемых технологических процессов к повышению производи­тельности только на 7%. При росте фондовооруженности на 30%- на 14% и т.д. Действие большинства ресурсных и технологических факторов подчиняется этому важному закону. К ним следует отнести состояние производственной базы, меха­низацию производственных процессов, обеспеченность персоналом (рис. 14.4), вы­полнение рекомендаций системы ТО и ремонта и др. Расширение масштабов применения неизменной технологии также приводит к сокращению темпов при­роста эффективности.

Затухание эффекта при использовании однородных изделий, услуг, техно­логий, насыщение ими соответствующего рынка объясняются механизмом, анало­гичным процессам диффузии, и описываются во времени так называемой S-образ-ной (логистической) кривой эффективности:

Величина (d/7/d/),=o характеризует интенсивность изменения показателей эф­фективности в начальный момент реализации нововведения.

Итак, интенсивные формы развития обеспечиваются своевременным пере­ходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и формам управления.

Фондосберегающая форма НТП означает опережающий рост произ­водительности или прибыли по сравнению с фондовооруженностью, а фондо­емкая - наоборот. Последняя характерна для условий недостаточной замены жи­вого труда овеществленным, значительного удельного веса ручного труда, свойст­венного, в частности, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, особенно на комплексных АТП и малых предприятиях. Переход от фон­доемкой к фондосберегающей форме развития производства связан с применением новых средств труда и технологий или сменой этапов развития производства в рамках определенной технологии.

Рассмотрим схему замены "старых" изделий, технологий или услуг на "новые". На схеме (рис. 28.3) 1 — кривая эффективности заменяемого объекта или техно­логии, а 2 и 3 - то же последовательно заменяющих нововведений.

На этапе / (стадия разработки и освоения) показатели эффективности новых средств производства или технологии (2) могут уступать соответствующим показа­телям предшественников (/). На этом этапе наблюдается фондоемкий период НТП, т.е. отсутствие прибыли, которое связано с дополнительными затратами на исследования, разработки, маркетинговый анализ, конструирование, испытания, обучение и адаптацию персонала. На этом этапе, когда преимущества новых решений еще не ясны, особенно важна правильная техническая и экономическая политика системы (предприятия, организации, отрасли), подкрепляемая реальной финансовой и организационной поддержкой новых разработок.

На этапе // показатели эффективности новых средств труда, услуг или тех­нологий (2, рис. 28.3) превосходят традиционные (7) и начинается фондосбе-регающий период НТП.

На этапе /// эти новые изделия или технологии вытесняют традиционные, но одновременно происходит и исчерпание их потенциальных преимуществ и эффект от применения затухает. Назревает необходимость новой замены изделий и тех­нологий 2 на следующее поколение 3 (см. рис. 28.3).

Следовательно, интенсивные и ресурсосберегающие формы развития про­изводства не возникают самопроизвольно, а обеспечиваются своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и формам управления.

Важнейшей задачей планирования НТП на любом уровне является, во-первых, определение рационального момента начала такого планирования, создание необ­ходимого научного, маркетингового, конструкторского и технологического задела; во-вторых, определение момента перехода к новым техническим, технологическим и организационным решениям.

Действительно, в первом случае разработка нового объекта (техноло­гии, услуги) была начата с определенным запасом времени в момент t02, а следующего поколения - Г03' поэтому общий эффект заменяемых и заменяющих объектов (/, 2 и 3) за период t^-t2 характеризуется (например, объем выпускаемой продукции или предоставленных услуг) площадью F под кривой ABCD (см. рис. 28.3).

Если к разработке нового объекта 2' приступили позже, в момент t'Q2, то общий эффект от заменяемых 1 и новых 2' объектов за такой же период получится значительно ниже и будет определяться площадью F2 под кривой ABEG, т.е. F\ > F2. При этом за равные периоды t\-t2 третье поколение изделий практически не успеет войти в эксплуатацию и оказать заметное влияние на эффективность системы.

Если продолжать использование первого поколения до момента t2, то сум­марный эффект будет еще меньше (площадь под кривой АВЕН).

Из рис. 28.3 следует, что при разработке и применении нововведений в реальных системах (парки изделий, технологии, рынки товаров и услуг) действуют субъекты нескольких поколений, конкурируя, дополняя и сменяя друг друга, обеспечивая кумулятивную эффективность системы. Поэтому, так же как и в парках различного возрастного состава (см. § 4.5), при оценке эффективности системы необходимо пользоваться понятием реализуемого показателя качества, учитывающего уровень и темпы насыщения рынка нововведениями. При этом очевидным остается консервативность всей системы, на полное обновление которой необходимо длительное время, тем большее, чем больше сама система. Например, выход на современные европейские и американские нормативы эколо­гической безопасности автомобилей потребовал совершенствования конструкции нескольких поколений автомобилей, продолжавшегося в этих странах 25-30 лет. Аналогичная ситуация и с другими нововведениями: компьютерным управлением рабочими процессами автомобиля, встроенной диагностикой, антиблокировочными системами, применением альтернативных видов топлива, переднеприводными автомобилями и т.д.

В рыночных условиях для реализации нововведений необходима не только их детальная разработка, но и серьезная финансовая поддержка, а также принятие нововведения рынком. Для крупных мероприятий и тем более программ, затра­гивающих внешние аспекты деятельности предприятия (клиентура, конкуренты, инвесторы), общепринятым в рыночных условиях инструментом планирования нововведений является бизнес-план.

Бизнес-план - это инструмент среднесрочного планирования производственно-хозяйственной, финансовой и сбытовой деятельности предприятия в рыночных условиях, имеющей конечной целью прирост капитала предприятия и повышение его конкурентоспособности. Бизнес-план занимает промежуточное положение между стратегическим долгосрочным планированием и годовым маркетинговым планом.

Согласно складывающейся международной и отечественной практике бизнес-план помимо вводных (титульный лист, требования к конфиденциальности и др.) имеет следующие основные разделы.

1. Характеристика отрасли, в которой работает или будет работать пред­приятие, возникающие проблемы и возможные способы их решения, в том числе и на уровне предприятия.

2. Характеристика организационной структуры и персонала предприятия, пока­зывающая способности руководителей и специалистов предприятия эффективно реализовать мероприятия бизнес-плана.

3. Качество, надежность и безопасность нововведения (услуга, изделие, тех­нология и т.д.), определяющие потребительские свойства и спрос.

4. Анализ рынка, показывающий, что нововведение имеет значительный спрос или создает для этого предпосылки.

5. План маркетинга, определяющий стратегию работы предприятия на рынке:

• увеличение объемов продаж (услуг) на существующем рынке;

• освоение новых сегментов рынка;

• разработка и реализация нововведения.

6. Организация производства на предприятии, позволяющая реализовать объ­емы и качество нововведения.

7. Финансовый план, характеризующий

• прогнозирование объемов реализации услуг по годам;

• определение затрат на реализацию нововведений;

• оценку планируемой прибыли и точки критического объема реализации нововведений (КОР); КОР определяет объем услуг и время достижения равновесия между доходами от реализации нововведения и затратами на его производство и предоставление;

• оценку риска и страхование.

Рентабельность мероприятий бизнес-плана с учетом фактора риска опре­деляется по следующей формуле:

где F - риск; (1 — F)— вероятность технического успеха мероприятия (меро­приятий), характеризующая его техническую (технологическую) осуществимость; D - доля реализуемого объема мероприятия (новые услуги, дополнительные объемы и т.д.); Р - прибыль; 3j; - общие издержки.

Для составления бизнес-плана рекомендуется сформировать команду - рабо­чую группу, руководимую первым лицом (или его заместителем) предприятия. В рабочую группу входят специалисты предприятия, для которого составляется бизнес-план, а также сторонние эксперты и консультанты для оценки проекта и выбора наиболее оптимальных путей его осуществления. Как правило, сторонние эксперты и консультанты приглашаются для проведения маркетинговых иссле­дований, финансового планирования, проработки организационно-правовых воп­росов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: