Растущий автомобильный парк, роль автомобильного транспорта в экономике страны и удовлетворении транспортных потребностей населения, влияние транспорта на экологическую и дорожную безопасность- все это свидетельствует о необходимости восстановления роли государства в регулировании развития автомобильного транспорта и его подсистем, включая техническую эксплуатацию.
С учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, научных исследований и прогнозов концепция контроля, регулирования и обеспечения технического состояния автомобильного парка России должна включать следующие основные положения.
Приоритетность охраны жизни и здоровья населения и транспортного персонала, охраны окружающей среды, основанная на Конституции и законах Российской Федерации. Это является основным требованием при организации технической эксплуатации и государственного контроля автотранспорта.
Конституционность и законность - наличие четкой нормативно-правовой базы, обеспечивающей во всех субъектах Российской Федерации единые
|
|
• требования к конструкции и техническому уровню новых транспортных средств, комплектующих изделий, запасных частей и материалов;
• обязанности изготовителя транспортных средств по отношению к владельцам (гарантийные обязательства, производство запасных частей, информационное обеспечение, участие в сервисной системе);
• порядок допуска изделий и материалов к эксплуатации;
• порядок юридического подтверждения соблюдения установленных требований при производстве и использовании изделий и материалов;
• требования к автомобилям, находящимся в эксплуатации;
• порядок и условия проведения государственных технических осмотров;
• требования к соответствующим нормативам и уровню инструментального контроля при государственных технических осмотрах;
• систему ТО и ремонта автомобилей, гарантирующую нормативный уровень работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности;
• обязанность владельцев транспортных средств проводить (на своей базе или в сервисной системе) необходимый минимум профилактических мероприятий и вести их планирование и учет; государственная регламентация этих услуг;
• требования к производственной базе предприятий (помещения, оборудование, технологическое обеспечение, персонал), которая должна соответствовать техническому уровню парка, к нормативам дорожной и экологической безопасности, уровню оснащенности центров инструментального контроля, проводящих государственный технический осмотр;
• требования к предприятиям, организациям и персоналу, допущенным к проведению государственного технического осмотра.
|
|
Программно-целевой подход, предусматривающий:
• четкое определение цели технической эксплуатации как подсистемы автомобильного транспорта;
• назначение количественных целевых нормативов (безопасность движения, загрязнение окружающей среды, техническое состояние автомобильного парка и т.п.) на всех уровнях ИТС;
• определение методов и сроков достижения поставленных целей;
• наличие единого центра, владеющего информацией по автомобильному парку, независимо от форм собственности, и организующего разработку и реализацию системы технической эксплуатации и сервиса.
Функциональность, определяющая основную производственную и социальную задачу автомобильного транспорта: обеспечение рациональных транспортных потребностей экономики и населения, диктующих размер и структуру парка, его дислокацию и пробег и вызывающих негативные последствия (дорожно-транспортные происшествия, загрязнение окружающей среды, расход ресурсов), которые должны быть минимизированы.
Комплексность - координированное участие в работе, четкое распределение прав и обязанностей:
• государственных и региональных органов управления и контроля;
• производителей транспортной техники, комплектующих изделией, эксплуатационных материалов, технологического оборудования для ТО, ремонта, диагностики;
• хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на автомобильном транспорте (перевозки, ТО, ремонт, хранение, заправка и т.д.);
• владельцев транспортных средств, используемых для некоммерческой деятельности.
Взвешенный учет интересов всех участников системы: государства, промышленности, владельцев и пользователей транспортных средств и населения. Финансовая и законодательная поддержка государством системы:
• правовое, экономическое и налоговое стимулирование развития рынка технической эксплуатации и сервисных услуг;
• стимулирование владельцев, производящих обновление транспортных средств или применение дополнительных устройств и материалов, повышающих надежность, экологическую и дорожную безопасность и ресурсосбережение;
• регулирование и контроль ценообразования на сервисном рынке на услуги, связанные с выполнением государственных регламентов и нормативов;
• государственная поддержка подготовки кадров, научно-информационного и технологического обеспечения системы и рынка технической эксплуатации и сервисных услуг.
Приоритетность стратегии обеспечения работоспособности автомобилей и парков посредством планово-предупредительной системы, которая перманентно совершенствуется с учетом изменения конструкции автомобилей, условий эксплу-
атации, требований перевозочного процесса и потребностей населения и владельцев транспортных средств.
Этапность и плавность реализации системы контроля, регулирования и обеспечения технического состояния автомобильного парка России, вызванная низким исходным состоянием и сложностью системы, ее инерционностью и значительными ресурсами, необходимыми для развития. Этапность предполагает обоснованный выбор и реализацию первоочередных мероприятий с учетом региональных особенностей и условий.
Адекватное техническому уровню и требованиям к техническому состоянию, дорожной и экологической безопасности автомобилей развитие производственной инфраструктуры парка, сервисных услуг.