Организация работы по обеспечению экологической безопасности

Обеспечение экологической безопасности АТК является сложной и ресурсо­емкой работой, требующей системного подхода, основанного на четком опре­делении целей системы и подсистем, способов, методов и сроков их достижения и необходимых ресурсов. Поэтому для решения такой задачи, например, на уровне региона, города, группы АТП или владельцев транспортных средств целесообразно разрабатывать целевую экологическую программу, представляющую собой ком­плекс факторов и мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных перед АТК целей (рис. 27.2).

При этом вышестоящей системой является регион (город) с его экологической обстановкой, а подсистемой - АТК, оказывающий наряду с другими подсистемами (промышленность, коммунальное хозяйство и др.) влияние на окружающую среду.

Вышестоящая система устанавливает для АТК и для других подсистем цель первого уровня ЦН° и время ее достижения в виде допустимых годовых суммарных и покомпонентных выбросов, сбросов и отходов. АТК как подсистема второго

уровня устанавливает свои цели Ц; для стационарных и передвижных источников загрязнения таким образом, чтобы было обеспечено достижение генеральной цели ЦН° в заданное время.

Это позволяет для всех уровней АТК назначить свои управляемые, понятные и контролируемые целевые нормативы, оценить их влияние на достижение по­ставленной цели и определить способы (мероприятия) достижения поставленных целей, например улучшение технического состояния автомобилей, применение топлива с улучшенными экологическими характеристиками, утилизация и вторич­ное использование отработанных масел, аккумуляторов и т.д.

Таким образом, на третьем уровне дерева систем появляется достаточно боль­шой перечень мероприятий, которые могут в принципе благоприятно сказаться на повышении экологической безопасности АТК и улучшении экологической си­туации в регионе (городе).

Очевидно, что по организационным, ресурсным и другим ограничениям практически одновременно задействовать все мероприятия невозможно. Они со­ставляют лишь потенциальный перечень, из которого при формировании про­граммы для конкретного региона (города), АТП, СТО выбирается некоторая группа мероприятий.

Механизм формирования, корректирования и реализации мероприятий эколо­гической программы представленный на рис. 27.3, учитывает динамичность из­менения структуры и условий работы АТК, методов ресурсосбережения, развитие рыночных отношений и других факторов, влияющих на масштабы, содержание и эффективность мероприятий программы, а также наличие обратных связей.


Рис. 27.3. Схема формирования, корректирования и реализации программы снижения вредного воздействия АТК на окружающую среду региона

На основе федеральных и региональных (городских) законов, нормативов, стандартов, постановлений, директив (1-4), обобщения отечественного и зарубеж­ного опыта (6) и результатов НИОКР (7), а также результатов мониторинга окру­жающей среды и вклада АТК в ее загрязнение (11, 12) для данного региона (горо­да) определяется генеральный целевой норматив для АТК; формируются потен-

циальные направления и мероприятия по повышению экологической безопасности АТК (9); определяется концепция программы (10); разрабатывается методика оценки приоритетности предлагаемых мероприятий (13). Затем, используя мето­дику (13), концепцию (10), целевые показатели загрязнения окружающей среды АТК (12), производятся анализ и классификация предложений по мероприя­тиям (14); их ранжирование по приоритетности и формирование стандартного банка мероприятий (15), из которых затем выбираются достоверные и перво­очередные мероприятия (16.1), имеющие максимальный ранг и являющиеся осно­вой программы краткосрочных мер (19); достоверные и перспективные (16.2), составляющие группу средне- и долгосрочных мероприятий (17), реализуемых, как правило, на федеральном (1) и региональном (2) уровнях; и недостоверные или требующие уточнения показатели (16.3), которые возвращаются для уточнения в банк (15) или для дополнительного исследования (7).

Обязательным элементом таких программ являются целевые нормативы

ЦН/ (20), определяющие конкретные уровни сокращения загрязнений окружаю­щей среды после реализации намеченных мероприятий в течение заданного вре­мени. Периодическое сопоставление целевых нормативов (20) и целевых показа­телей (12), полученных на основании объективного мониторинга окружающей среды (11), даст возможность установить уровень выполнения мероприятий программы.

Природоохранная деятельность на АТП организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством, подзаконными актами, а также экологическими программами вышестоящей системы и нормативными доку­ментами. Ответственность за соблюдение установленных правил и требований несет руководитель (владелец) предприятия. Основные из них приведены ниже. АТП, располагающее собственной ПТБ, должно иметь

• экологический паспорт, утвержденный и зарегистрированный подразделе­нием Роскомприроды (расчеты предельно допустимых выбросов в атмосферу, предельно допустимых сбросов в водоемы, объемов образующихся отходов);

• разрешения на ПДВ, водопользование и сброс воды, на хранение и вывоз отходов;

• подлинники актов, протоколов, предписаний, выданных государственными органами по контролю за состоянием окружающей среды;

государственную отчетность о природоохранной деятельности;

• государственные стандарты на токсичность ОГ автомобилей и другую тех­ническую и нормативную документацию.

Экологический паспорт является документом, характеризующим состояние природоохранных работ на АТП, и оформляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90.

Расчет ПДВ выполняется в соответствии с "Рекомендациями по оформлению и содержанию проектов ПДВ в атмосферу для предприятий" и согласовывается с местными органами Госкомсанэпиднадзора. После утверждения расчета в терри­ториальном отделении Роскомприроды АТП получает разрешение на ПДВ уста­новленной формы.

Расчет ПДС выполняется в соответствии с "Методикой расчета ПДС в водные объекты со сточными водами", согласовывается с местными органами Госкомсан­эпиднадзора и территориальным отделением Роскомприроды. Затем АТП заклю­чает договор с региональным органом, контролирующим охрану водных ресурсов, и получает разрешение на водопользование с указанием лимитов водопотребления и водоотведения.

Расчет объемов образующихся на предприятии отходов выполняется в соот­ветствии с "Методикой оценки объемов образования отходов производства

и потребления". На его основе АТП разрабатывает "Проект размещения лимитов промышленных отходов", представляет его в орган Госкомсанэпиднадзора и полу­чает от него разрешение на хранение и вывоз промышленных отходов, в котором указан их перечень, объемы хранения и место утилизации.

АТП должно располагать необходимыми производственными помещениями, оснащенными оборудованием в соответствии с существующими нормами, приме­нять технологии, обеспечивающие высокое качество ТО и ТР, и поддерживать ПС в технически исправном состоянии. Кроме того, предприятие должно быть осна­щено приборами для контроля токсичности автомобилей: 1 газоанализатор на 50 бензиновых автомобилей и 1 дымомер - на 50 дизельных.

Малые АТП и владельцы автомобилей, не имеющие ПТБ, обязаны проводить ТО и ТР, а также проверку и регулировку токсичности своего ПС на крупных оснащенных АТП или на специализированных предприятиях и СТО.

Выпускаемые на линию автомобили должны быть технически исправны, а токсичность их ОГ соответствовать действующим экологическим стандартам.

Предприятие обязано проводить организационно-технические и другие меро­приятия, обеспечивающие снижение загрязнения окружающей среды и рацио­нальное потребление природных ресурсов, и силами ИТС вести экологическое обучение и повышение квалификации персонала.

АТП должно быть отделено от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Трубы котельных и вентиляционные выводы производственных участков, выбрасывающих вредные вещества (сварочный, аккумуляторный, окрасочный и др.), должны быть оборудованы специальными улавливающими фильтрами. Кон­центрации загрязняющих веществ, выбрасываемых ПТБ в атмосферу, на границе санитарно-защитной зоны не должны превышать установленные ПДК вредных веществ в воздухе населенных пунктов. Уровни создаваемого предприятием шума также не должны превышать значений, регламентированных санитарными нор­мами.

Необходимо соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотве-дения, содержать в исправном состоянии очистные сооружения и обеспечивать очистку стоков до уровней, оговоренных в разрешении на ПДС. Следует также строго соблюдать правила сбора, хранения и утилизации промышленных отходов. Приемка и выдача ТСМ должна быть организована таким образом, чтобы исключалась возможность их попадания на почву и в канализацию.

Предприятия, расположенные в регионах, где температура самого холодного месяца достигает -15 °С, должны оснащать открытые стоянки устройствами подо­грева или разогрева двигателей.

Государственная отчетность о природоохранной деятельности на АТП, имею­щим ПТБ, ведется по следующим формам Госкомстата:

"Отчет об охране атмосферного воздуха", форма 2-тп (воздух);

"Отчет об использовании воды (при заборе воды из собственных водоемов)", форма 2-тп (водхоз);

"Отчет о ходе строительства водоохранных объектов" (предприятия, имеющие предписания от административных органов о таком строительстве), форма 3-ос;

"Отчет о текущих затратах на охрану природы" (покупка оборудования, приборов, специальной тары для отходов, нейтрализаторов и др.), форма 4-ос;

- "Капитальные вложения на природоохранные цели", форма 18-кс.
Оформленные на специальных бланках отчеты в установленные сроки на­
правляются органам местной администрации.

• Государственный экологический контроль за соблюдением АТП природо­охранных требований осуществляют территориальные органы Роскомпри-роды, Госкомсанэпиднадзора и органы местной администрации, а контроль за

соблюдением лицензионных требований, в том числе экологических, - Рос­сийская транспортная инспекция. Руководство АТП обязано создавать им условия для проведения осмотров и замеров и предоставлять всю необхо­димую документацию. • Для природоохранной работы на крупных и средних АТП целесообразно создавать специальное структурное подразделение или экологическую группу в составе технического отдела или отдела безопасности движения, а на малых предприятиях приказом руководителя назначать ответственного за эту работу. В обязанности экологической службы АТП входит систематический контроль токсичности автомобилей, принятие оперативных решений по приведению парка в соответствие с действующими экологическими стандартами; выбор необходимых организационно-технических мероприятий, проверка работы очистных сооружений и соблюдения правил хранения отходов, ведение экологической документации, осуществление контактов с государственными экологическими службами региона. План природоохранных мероприятий АТП должен составляться на основании целевой экологической программы региона и данных о фактическом размере за­грязнений, образующихся на данном предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: