Существуют два основных подхода к осуществлению постоянного улучшения процессов:
1 - проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или внедрение новых процессов; обычно их осуществляют "команды проекта" вне рамок повседневных операций;
2 - постепенное улучшение, проводимое работниками в рамках существующих процессов.
Проекты прорыва обычно содержат перепроектирование существующих процессов и включают:
• определение целей и краткое описание проекта по улучшению;
• анализ существующего процесса и реализацию возможностей его изменения;
• определение и планирование улучшения процесса;
• внедрение улучшения;
• верификацию и валидацию улучшения процесса;
• оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
Работники организации - лучшие источники идей по постоянному улучшению процессов и участники рабочих групп.
Деятельностью по постепенному улучшению процессов следует управлять, чтобы понимать ее последствия.
|
|
Вовлеченных работников организации надо наделить полномочиями, обеспечить технической поддержкой и необходимыми ресурсами для изменений, связанных с улучшением.
Для содействия вовлечению и осведомленности работников о деятельности по улучшению руководству организации следует:
· обеспечить формирование небольших групп с выбором лидеров;
· разрешить работникам управлять рабочим пространством и улучшать его;
· обеспечить работникам возможность повышения знаний, приобретения умений и навыков, как часть общей деятельности организации по менеджменту качества.
Процесс постоянного улучшения, в основу которого положен любой из двух указанных подходов включает следующие подпроцессы:
1 - установление причины улучшения. Проблему процесса следует определить, а область для улучшения выбрать, указав причину работы над ней;
2 - оценку результативности и эффективности существующего процесса. Надо собрать и проанализировать данные для выявления типов проблем, которые чаще всего возникают. Выбрать конкретную проблему и поставить задачу по улучшению;
3 - определение и проверку первопричин проблемы;
4 - исследование альтернативных решений. Необходимо выбрать и внедрить лучшее решение, т. е. такое, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
5 - оценку последствий. Следует подтвердить, что проблема и ее первопричины устранены или их воздействия уменьшены, что решение сработало и задача по улучшению выполнена;
6 - внедрение и стандартизацию нового решения. Необходимо заменить старый процесс на улучшенный, таким образом предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин;
|
|
7 - оценку результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению. Результативность и эффективность проекта по улучшению следует оценить и рассмотреть применение его решения еще где-нибудь в организации.
Самый распространенный способ улучшения процессов – использование цикла Шухарта-Деминга.
РDСА - это аббревиатура цикла "рian - dо - сhеск - асt" ("планируй - действуй - проверяй - внедряй") - цикла совершенствования и обучения. Э. Деминг научил этому циклу японцев в 1950 г., назвав его "циклом Шухарта" в честь своего учителя Уолтера Шухарта. Цикл Шухарта-Деминга представлен на рисунке 15.
Рисунок 15 - Цикл Шухарта-Деминга
Цикл Шухарта-Деминга, прежде всего, направлен на борьбу с тремя главными «врагами»: потерями, несоответствиями и нерациональными действиями.
Для победы в этой борьбе всему бизнес-процессу или его отдельному этапу полезно задавать следующий набор систематизированных вопросов "5W, 1Н", представленный в таблице 31.
Таблица 31 – Набор систематизированных вопросов
Английский вопрос | Русский вопрос | Комментарий |
What? | Что? | Что именно делается в этом процессе или на этой операции? |
Why? | Зачем? | Зачем это делается? Можно ли этого не делать? |
Продолжение таблицы 31
Английский вопрос | Русский вопрос | Комментарий |
Whеге? | Где? | Где это делается? Не лучше ли делать это в другом месте? |
When? | Когда? | Когда это делается? Может быть лучше делать это раньше, или позже? |
Who? | Кто? | Кто это делает? Не стоит ли поручить это дело другим людям? |
How? | Как? | Как это делается? Всё ли рационально? Нет ли лишних движений? |