В ходе исполнения бюджетов возможно уточнение бюджетов – изменение показателей бюджетов посредством внесения изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год или в решение маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
Уточнение бюджета производится в обязательном порядке в случаях:
1) необходимости устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической, экологической и социальной стабильности Республики Казахстан;
2) принятия или изменения законодательных актов Республики Казахстан, предусматривающих сокращение поступлений или увеличение расходов бюд-жета;
3) снижения поступлений бюджета в ходе его исполнения на сумму свы
ше 10% от их годового утвержденного объема;
4) выделения дополнительных и изменения объемов выделенных целевых трансфертов и бюджетных кредитов из вышестоящего бюджета.
5) финансирования расходов текущего года с использованием остатков бюджетных средств на начало года.
|
|
Понятие корректировка бюджета – изменение показателей бюджета на основании постановлений Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и иных нормативных правовых актов посредством внесения изменений и дополнений в сводный план поступлений и финансирования по платежам, сводный план финансирования по обязательствам на очередной финансовый год.
Корректировка бюджетов осуществляется в случаях:
1) образования, ликвидации, реорганизации, изменения функций центральных государственных органов, исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, и подведомственных им государственных учреждений;
2) выделения в течение финансового года средств из резерва Правительства Республики Казахстан или исполнительных органов областного уровня нижестоящему бюджету;
3) распределения между различными администраторами бюджетных программ средств бюджетной программы, утвержденной в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ;
4) использования в текущем финансовом году для финансирования бюджетных программ развития не перечисленную за истекший финансовый год сумму гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан;
5) применения секвестра;
6) при использовании (доиспользовании) в следующем финансовом году по решению Правительства Республики Казахстан (а также местного исполнительного органа области) неиспользованных (недоиспользованных) сумм целевых трансфертов в течение финансового года, выделенные из республиканского бюджета, за исключением выделенных из резерва Правительства Республики Казахстан (из резерва местного исполнительного органа области), с соблюдением их целевого назначения.
|
|
7) финансирование расходов текущего года с использованием остатков бюджетных средств на начало года.
Секвестр – специальный механизм, предусматривающий сокращение расходов бюджетных средств в случаях, когда при исполнении бюджетов утвержденные поступления недопоступают в бюджеты, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме утвержденных бюджетных программ. Секвестр бюджетных программ на сумму менее 10% от их годового утвержденного объема может осуществляться по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, на сумму свыше 10% – на основании закона или решения маслихата.
Мониторинг исполнения бюджета – регулярный и систематический сбор, отслеживание и анализ показателей исполнения бюджета, осуществляемые с целью выявления причин несвоевременного принятия обязательств, несвоевременного проведения платежей по бюджетным программам, составления прогнозов исполнения поступлений и расходов бюджета, а также данных по показателям результата, определенным в бюджетных программах администраторов бюджетных программ.
Оценка результатов – комплексная и объективная оценка влияния деятельности государственного органа на развитие экономики страны или региона, отдельно взятой отрасли (сферы) экономики, общества, анализ достижения показателей результатов деятельности государственного органа, в том числе оценка планирования и выполнения стратегического плана и бюджетных программ. При проведении оценки результатов используется информация неправительственных организаций (общественных объединений) о качестве предоставления государственных услуг, полученной на основании опроса их получателей.
Оценка результатов включает:
1) анализ правильности выбора показателей результатов, ясности и чёткости их изложения, правильности планирования ресурсов, необходимых для реализации бюджетной программы;
2) анализ степени достижения показателей результатов, определенных в стратегических планах и бюджетных программах государственных органов;
3) оценку соответствия полученных результатов стратегическим целям и задачам стратегического плана государственного органа;
4) оценку соответствия достигнутых результатов интересам и потребностям получателей государственных услуг;
5) анализ причин не достижения стратегических целей и показателей результатов;
6) рекомендации по улучшению деятельности государственного органа, увеличению, сокращению объемов финансирования бюджетных программ либо их исключению из бюджета.
При проведении оценки результатов используется информация неправительственных организаций (общественных объединений) о качестве предоставления государственных услуг, полученной на основании опроса их получателей.