Сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды – важное звено финансовой системы го-сударства. Они представляют совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и име-ющие законодательно закрепленные источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.

Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

по целевому признаку – на социальные, экономические, научно-исследовательские, природоохранные (экологические), миграционные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;

по уровню управления – на межгосударственные, государственные и региональные (местные).

Через внебюджетные фонды перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов: масштабы перераспределения в Республике Казахстан достигли в 2008 г. 18% валового внутреннего продукта страны (с учетом Национального фонда и государственных институтов развития).

Возникновение внебюджетных фондов начиная с 1991 г диктовалось потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных финансовых ресурсов на строго функциональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойственных расходов, отчасти сни-зить его дефицит. С 1998 г функционирование государственных внебюджет-ных фондов в Казахстане было приостановлено в связи с изменением финансо-вой политики в сторону централизации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации и автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества. Поэтому, внебюджетные фонды снова постепенно начали возрождаться в связи с происходящими социально-экономическими процессами: реформированием пенсионной системы (формирование Государственного накопительного пенсионного фонда, 1998 год), выполнением Стратегии индустриально-инновационного развития (Казахстанс-кий инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, 2003 год), необходимостью накопления нефтяных доходов (Национальный фонд Респуб-лики Казахстан, 2001год), внедрением системы социального страхования (Го-сударственный фонд социального страхования, 2005год), развитием малого бизнеса (Фонд развития малого предпринимательства, 1997 год).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: