Экономические последствия государственного долга

Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

1. Рефинансирование. На практике правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат, по которым наступил (в условиях депрессивной экономики такая политика была бы ошибочной). Оно рефинансирует свой долг, т.е. продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение. Правительство имеет право облагать налогами и собирать их. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может, таким образом, частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться, а правительство – не может.

3. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и про-центы, но это будет иметь инфляционный эффект.

Но такие действия правительства вызовут негативные последствия:

1. Увеличение неравенства в доходах. Имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигаций.

2. Процентные платежи требуют увеличения налогообложения, что снизит стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показателей тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.

3. Действие эффекта вытеснения. Если экономика функционирует при полной занятости и бюджет сбалансирован. Если правительство увеличивает расходы, то по кривой производственных возможностей экономика сместиться вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров и будет менее доступны частные товары.

Валовой внешний долг на конец 1995 г с учетом покупных ресурсов у МВФ, составил 3,09 млрд. долл. (примерно 19% от ВВП). К концу 1999г. валовой внешний долг достиг величины 8,0 млрд. долл. (50,5% ВВП), в том числе: прямой государственный и гарантированный правительством внешний долг – 4,0 млрд. долл., внешний долг, не гарантированный правительством – 2,8 млрд. долл. Отношение валового внешнего долга к годовому экспорту составило 115,3%, а отношение суммы обслуживания задолженности к экспорту – 27,3%, валовой внешний долг на душу населения 533,8 долл. К этому времени в статистике внешнего долга начали выделять долг частного сектора, в том числе – межфирменную задолженность.

На конец III квартала 2008г. валовой внешний долг достиг 105,5 млрд. долл., в том числе: государственный и гарантированный государством долг – 2,1 млрд. долл., негарантированный государством долг – 103,3 млрд. долл., межфирменная задолженность – 36,7 млрд. долл., задолженнось банков второго уровня – 41,6 млрд. долл. Таким образом, отношение валового внешнего долга к ВВП составило 66,3%, а доля государственного и гарантированного государством долга в валовом внешнем долге – 2,0%, в ВВП – 1,3%; валовой внешний долг на душу населения 6,8 тыс.долл. Чистый внешний долг (за вычетом внешних активов страны) составил 18,6 млрд. долл.

При чрезмерных объемах заимствований государство рискует оказаться в «долговой ловушке», то есть ситуации, когда она будет вынуждена постоянно увеличивать объемы новых заимствований лишь для того, что выплачивать проценты по предыдущим.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему государственно-кредитные отношения причисляются к финансо-

вым?

2. Какие кредитные отношения возникают у государства?

3. Охарактеризуйте функции государственного кредита.

4. Изложите систему классификации государственного кредита.

5. Перечислите формы государственного кредита и дайте их краткую харак

теристику.

6. Какие методы применяются в государственно-кредитных отношениях?

7. Какие факторы вызывают необходимость международного государствен-

ного кредита?

8. Какие формы используются в международном государственном кредите?

9. Сформулируйте понятие государственного долга.

10. В чем состоят проблемы внутреннего государственного долга?

11. Каковы основные формы внутреннего государственного долга в Казахста-

не?

12. Что такое управление государственным долгом и каковы основные его ме-

тоды?

13. Изложите основные проблемы внешнего государственного долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: