Коммуникационный процесс

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми, основная цель которого - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений

Выделяют четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:

1) отправитель - лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее;

2) сообщение - сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов;

3) канал -средство передачи информации;

4) получатель, лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.

Коммуникационный процесс начинается с отбора информации (формирование идеи). Какое сообщение следует сделать предметом обмена, решает отправитель.

На втором этапе идею необходимо превратить в сообщение, т. е. закодировать ее с помощью символов - слов, интонации, жестов. Типу символов должен соответствовать канал передачи информации.

Эффективность коммуникаций зависит от важности и своевременности возникновения идеи, умения ее правильно закодировать и после выбора оптимального канала связи донести до получателя. Для этого ее передают по выбранному каналу связи. Это чисто физическая пе­редача сообщения. Ее не следует отождествлять с процессом комму­никаций.

Получив сообщение, адресат декодирует его. В процессе декодирования происходит превращение символов отправителя в мысли получателя. Если символы отправителя и получателя совпадают, полу­чатель осознает идею отправителя. На этом процесс обмена информацией завер­шается, но только в том случае, когда реакции на идею не требуется. Однако понимание идеи получателем может быть и иным, чем у отправителя. Отправитель считает процесс коммуникации эффектив­ным, если произошло понимание идеи получателем и последний произвел действия, которые ожидал отправитель.

Для подтверждения (неподтверждения) ожидаемого результата необходима обратная связь, при которой отправитель и получатель ме­няются коммуникативными ролями.

Обратная связь по­зволяет понять, в какой мере было понято и воспринято изначальное сообщение.

В результате обратной связи повышается эффективность коммуникационного процесса. Она способствует также подавлению (уменьшению) шума, под которым понимают все то, что искажает смысл сообщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: