Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми, основная цель которого - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений
Выделяют четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:
1) отправитель - лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее;
2) сообщение - сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов;
3) канал -средство передачи информации;
4) получатель, лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.
Коммуникационный процесс начинается с отбора информации (формирование идеи). Какое сообщение следует сделать предметом обмена, решает отправитель.
На втором этапе идею необходимо превратить в сообщение, т. е. закодировать ее с помощью символов - слов, интонации, жестов. Типу символов должен соответствовать канал передачи информации.
Эффективность коммуникаций зависит от важности и своевременности возникновения идеи, умения ее правильно закодировать и после выбора оптимального канала связи донести до получателя. Для этого ее передают по выбранному каналу связи. Это чисто физическая передача сообщения. Ее не следует отождествлять с процессом коммуникаций.
|
|
Получив сообщение, адресат декодирует его. В процессе декодирования происходит превращение символов отправителя в мысли получателя. Если символы отправителя и получателя совпадают, получатель осознает идею отправителя. На этом процесс обмена информацией завершается, но только в том случае, когда реакции на идею не требуется. Однако понимание идеи получателем может быть и иным, чем у отправителя. Отправитель считает процесс коммуникации эффективным, если произошло понимание идеи получателем и последний произвел действия, которые ожидал отправитель.
Для подтверждения (неподтверждения) ожидаемого результата необходима обратная связь, при которой отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями.
Обратная связь позволяет понять, в какой мере было понято и воспринято изначальное сообщение.
В результате обратной связи повышается эффективность коммуникационного процесса. Она способствует также подавлению (уменьшению) шума, под которым понимают все то, что искажает смысл сообщения.