Методы принятия решений и прогнозирования

В дополнение к моделированию, существует два метода, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей. Это платежная матрица и дерево решений.

Платежная матрица. Один из методов статистической тео­рии решений; метод, который может оказать помощь руководи­телю в выборе одного из нескольких вариантов.

Метод платежной матрицы применяется, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение целей.

Дерево решений - используется для выбора из имеющихся вариантов наилучшего направления действий.

Прогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования. Рассмотрим некоторые методы прогнозирования.

1. Неформальные методы прогнозирования с исполь­зованием:

- вербальной информации - получаемой из радио -, телепере­дач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов;

- письменной информации (о внешнем окружении) - посту­пающей из газет, торговых журналов, информационных бюлле­теней, профессиональных журналов и годовых отчетов;

- промышленного шпионажа.

2. Количественные методы прогнозирования можно использовать для прогнозирования, когда есть основания счи­тать, что деятельность в прошлом имела определенную тенден­цию, которую можно продолжить в будущем.. Это такие методы, как:

- анализ временных рядов (иногда называемый проецировани­ем тренда) - основан на допущении, согласно которому слу­чившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления об­разцов и тенденций прошлого и продления их в будущее.

- каузальное (причинно-следственное) моделирование - наибо­лее хитроумный и математически сложный количественный ме­тод прогнозирования из числа применяемых сегодня.

3. Качественные методы прогнозирования. Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования.

. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Известны четыре наиболее распространенных метода:

1) мнение жюри - формируется в результате соединения и ус­реднения мнений экспертов в релевантных сферах.

2) совокупное мнение сбытовиков - опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос и чувствуют ры­нок точнее, чем количественные модели.

3) ожидания потребителя - базируется на результатах опроса клиентов организации.

4) экспертные оценки - процедура, позволяющая группе экс­пертов приходить к согласию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: