В дополнение к моделированию, существует два метода, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей. Это платежная матрица и дерево решений.
Платежная матрица. Один из методов статистической теории решений; метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов.
Метод платежной матрицы применяется, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение целей.
Дерево решений - используется для выбора из имеющихся вариантов наилучшего направления действий.
Прогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования. Рассмотрим некоторые методы прогнозирования.
|
|
1. Неформальные методы прогнозирования с использованием:
- вербальной информации - получаемой из радио -, телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов;
- письменной информации (о внешнем окружении) - поступающей из газет, торговых журналов, информационных бюллетеней, профессиональных журналов и годовых отчетов;
- промышленного шпионажа.
2. Количественные методы прогнозирования можно использовать для прогнозирования, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем.. Это такие методы, как:
- анализ временных рядов (иногда называемый проецированием тренда) - основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее.
- каузальное (причинно-следственное) моделирование - наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемых сегодня.
3. Качественные методы прогнозирования. Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования.
. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Известны четыре наиболее распространенных метода:
1) мнение жюри - формируется в результате соединения и усреднения мнений экспертов в релевантных сферах.
2) совокупное мнение сбытовиков - опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос и чувствуют рынок точнее, чем количественные модели.
3) ожидания потребителя - базируется на результатах опроса клиентов организации.
4) экспертные оценки - процедура, позволяющая группе экспертов приходить к согласию.