Малое предпринимательство и его поддержка

Переход к рыночным отношениям, поддержка и развитие предпринимательства во всех странах неразрывно связаны с созданием сети небольших предприятий. Мировой опыт показывает, что только они способны активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Наличие большого числа организаций малого бизнеса позволяет развивать конкуренцию, эффективно и в короткие сроки перестраивать производство на выпуск новых товаров и видов продукции, работ, услуг, внедрять научно-технические достижения.

В странах с развитыми рыночными отношениями малое предпринимательство имеет значительную долю в общем количестве организаций (до 90%). Именно малый бизнес обеспечивает 56% занятости населения в США, 76 - в Японии, 82 - в Италии, 61 - в Швеции, 51 - в Германии, на нём базируется эффективная экономическая политика этих стран [97]. Во всём мире основная часть населения занята в малом бизнесе (МБ) - здесь и собственники, имеющие своё дело, и наёмные работники, для которых МБ открывает новые рабочие места. Малый бизнес нужен не только как инструмент для борьбы с монополизмом, но и для формирования условий нормализации экономической и политической обстановки в обществе - создаются средний класс предпринимателей, рабочие места для безработных. Кроме того, МБ - это стабильная налогооблагаемая база. Во всём мире большая часть налогов приходится именно на малые предприятия.

В России также растёт как количество организаций МБ, так и число занятых в них. Так, в 1991 г. в РФ было 268 тысяч субъектов МБ, в том числе строительных - 51,9 тысяч, в 1992 г. соответственно 560 и 72,9 тысяч, в 1993 - 865 и 92,2 тысячи, в 1994 г. - 1038 тысяч МБ, из них 101 тысяча занималась строительной деятельностью. Среднегодовая численность занятых в организациях МБ в РФ в 1994 г. составила 9,5 млн человек, что на 870 тысяч больше чем в 1993 г. [98]. Правда, в последние годы малый бизнес несколько сократился. На конец 1997 г. среднесписочная численность постоянно работающих на малых предприятиях составила 6,2 млн человек, в том числе в строительстве - 1,54 млн [97].

По данным Госкомстата России на 1 октября 1997 г. в стране функционировало 844 тысячи малых предприятий. С учётом работников, выполняющих работы по договорам, и совместителей, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято более 12 млн человек. На доходы от этого вида деятельности живёт примерно 27 миллионов россиян. За январь - сентябрь 1997 г. малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 188,8 трлн рублей. Это составило почти 7% выпуска всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и услуг. Выручка от реализации продукции, товаров и услуг составила 289,9 трлн р. - 12% внутреннего валового продукта [99].

В Новосибирске в настоящее время зарегистрировано более 19 тысяч малых предприятий, что в 10 раз больше чем в 1991 г. Численность занятых в малом бизнесе составляет около 95 тыс. человек. Доля Новосибирских организаций малого предпринимательства, занятых в строительстве, составляет 16,3% [100].

В настоящее время все вопросы малого предпринимательства регулируются специальным Федеральным законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”[101]. В статье 3 данного закона приведены критерии отнесения организации к малому бизнесу. Субъектом малого предпринимательства является коммерческая организация, у которой:

а) в уставном капитале доля участия Российской Федерации, её субъектов, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не более 25%;

б) доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не более 25%;

в) средняя численность работников за отчётный период не более:

§ в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

§ в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

§ в оптовой торговле - 50 человек;

§ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

§ в других отраслях и видах деятельности - 50 человек.

Многопрофильные организации (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к малым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота (суммарной выручке от реализации продукции, работ и услуг) или прибыли. Выполняемые виды деятельности, кроме того, учитываются для применения отдельных льгот по хозяйственным вопросам, учёту, отчётности и налогообложению субъектов малого предпринимательства.

Предприятие с малой численностью работников может быть любой организационно-правовой формы. Порядок учреждения этих юридических лиц обычный, не имеет принципиальных отличий от других форм.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

До IV квартала 1991 г. широко использовался термин “малое предприятие” (МП). В настоящее время по законодательству РФ (ГК РФ) такой формы организаций и предприятий нет. Все МП прошли перерегистрацию и изменили наименования и учредительные документы в соответствии с российскими законами.

Федеральным законом [101] предусмотрены разнообразные формы поддержки малого предпринимательства:

1) прямая государственная поддержка путём создания специальной инфраструктуры поддержки и развития бизнеса, льгот по использованию ресурсов, технологий и научно-технических разработок, упрощённого порядка регистрации и т.п.;

2) разработка государственных программ поддержки - федеральных, региональных, отраслевых и др., содержащих конкретные меры по инфраструктуре и основным направлениям и приоритетам развития малого предпринимательства, по системе льгот и т. п.;

3) создание специальных фондов поддержки (некоммерческих организаций) малого предпринимательства федерального, государственных и муниципальных;

4) неизменность налогового законодательства (не ухудшение благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства) в течение первых четырёх лет с момента регистрации, установление льгот по налогообложению;

5) льготы по амортизации, в том числе возможность списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трёх лет;

6) льготные условия кредитования - компенсация соответствующей разницы кредитным организациям за счёт средств фондов поддержки малого предпринимательства;

7) создание обществ взаимного кредитования;

8) льготное страхование субъектов малого предпринимательства при участии фондов поддержки;

9) разработка федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ мер по поддержке внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, а также по их информационной, производственно-технологической поддержке и обеспечению подготовки, переподготовки и повышения кадров для малого бизнеса.

Создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП), который занимается проблемами малого бизнеса. На ближайшее время в программу ГКРП входит:

* снижение налоговой нагрузки - сокращение количества налогов до двух и упрощение бухгалтерской отчётности;

* увеличение занятости в течение 1998-99 гг. с 12 до 30 миллионов человек;

* вместо прямого кредитования применение лизинговых, гарантийных и страховых схем;

* создание региональных центров ГКРП по обслуживанию малого бизнеса (от регистрации до обеспечения безопасности);

* обеспечение открытости информации и прозрачности инфраструктуры бизнеса с целью ограждения его от рэкета;

* повышение квалификации и усиление руководства ГКРП с учётом рыночных условий;

* усиление внимания со стороны федеральных и местных органов власти к делам малого бизнеса [102].

В части налогообложения отдельные вновь создаваемые организации МБ пользуются определёнными льготами “... в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия (включая созданные до 01.01.94), осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения..., а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Эти МП в третий и четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере, соответственно, 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации” [103].

Льготы по налогообложению устанавливаются по приоритетным сферам деятельности, которые определяются в федеральных программах государственной поддержки малого предпринимательства. На современном этапе такими отраслями являются:

а) производство и переработка сельскоxозяйственной продукции;

б) производство продовольственныx, промышленныx, товаров народного потребления, лекарственныx препаратов и медтеxники;

в) оказание производственныx, коммунальныx и бытовыx услуг;

г) строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

д) инновационная деятельность.

Специальный государственный орган по управлению малым бизнесом в России (ГКРП) находится в стадии формирования. В другиx странаx малый бизнес постоянно опекается государства. Например, в США имеется Администрация малого бизнеса (АМБ): федеральный бюджет - 1,2 млрд долларов, штат сотрудников - 4 тыс. чел. (10 региональныx и более 100 местныx отделений).В Канаде - министерство поддержки МП с численностью работающиx в его структураx более 300 чел.

Сектор малого и среднего бизнеса в экономике стран ЕС оxватывает почти 15 млн предприятий, на которыx занято более 60 млн человек и производится две трети несельскоxозяйственной продукции. Именно этот сектор даёт значительную часть теxническиx новинок, впервые выxодящиx к потребителю. Неудивительно, что поддержка МБ рассматривается в качестве одного из приоритетныx направлений экономической политики стран Сообщества как на национальном, так и на региональном уровне [104].

Во многих странах организации малого бизнеса имеют льготы по налогообложению. Так, в Японии мелкие и средние предприятия пользуются налоговыми льготами в виде пониженных ставок по местным налогам. Если годовой доход корпорации не более 3,5 млн йен, действует ставка 6%, от 3,5 до 7 млн - 9%, свыше 7 млн - 12% [105].

Налоговые льготы в виде пониженных ставок для малого и среднего бизнеса действуют и в США. Налог на чистую прибыль компаний взимается в США по трехразрядной шкале ставок: 15% - на первые 50 тыс. долларов, 25% - на следующие 25 тыс. долларов и 34% - сверх этих сумм [106].

Малое предпринимательство в строительной деятельности достаточно распространено: каждая десятая организация малого бизнеса - строительная и каждый четвёртый работник, занятый в сфере малого предпринимательства, - строитель. К тому же субъекты малого предпринимательства, занимающиеся строительной деятельностью, пользуются льготами по налогообложению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: