double arrow
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как инструменты рыночной экономики

Для получения модели рыночного равновесия необходимо на одном графике совместить кривые спроса и предложения. В точке их пересе­чения совпадает то количество товара, которое потребитель хочет и может купить, а производитель хочет и может продать. В ре­зультате в точке равновесия на определенный период времени фиксиру­ются равновесная цена и равновесный объем продаж. Равновесная цена— это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабиль­ность.

При любой цене, отличной от равновесной, и продавцы, и покупате­ли будут заинтересованы в изменении сложившегося положения. Здесь возможны две ситуации.

1. Если фактическая цена рынка будет выше равновесной, то воз­никнет ситуация избытка. Избыток появляется во всех случа­ях, когда объем (количество) предложения будет больше объема спроса. Избыток предложения оказывает понижающее воздействие на уровень фактической цены.

2. Случай дефицита. Он наблюдается тогда, когда рыночная цена меньше цены равновесия. Количество предъявляемого спроса в этой зоне будет превосходить количество предложения. Колебания спроса и предложения в конечном итоге приведут к со­стоянию равновесия, при котором спрос равен предложению. Однако процесс формирования равновесной цены сложен и длителен. Для уче­та фактора времени А. Маршаллом было введено понятие «период» как характеристики скорости приспособления предложения к изменившемуся спросу. В практике постоянно встречается как первый, так и вто­рой случай.




В условиях совершенного рынка спрос и предложение являются един­ственными условиями, воздействующими на формирование цены. В сме­шанной экономике возможны два типа правительственного вмешатель­ства в процесс ценообразования:

1. Политика потолковых цен.

2. Политика цен поддержки (субсидируемых цен).

Для того чтобы поддержать цены на некоторые товары на уровне бо­лее низком, чем они были бы в условиях равновесия, правительство ус­танавливает «потолки» цен, т. е. максимально высокие законные цены. Потолковал цена вводится для предотвращения роста цен на дефицит­ные продукты, поэтому она содержит тенденцию к недопроизводству, так как продавцы не хотят производить продукты в нужном количестве.

Цена поддержки — это минимальная цена, устанавливаемая прави­тельством для данного рынка. Она могла бы снизиться еще больше, но правительство сдерживает ее падение. Цена поддержки устанавлива­ется на товары, которые имеются в избытке, или существует тенден­ция их перепроизводства.






Сейчас читают про: