Упражнение №2: «Я-сообщения»

Cкажите: «Теперь поговорим о словесном общении. С помощью слов мы помогаем людям понять наши мысли и чувства, словами мы просим о том, что нам нужно, чего хотим от них. Но иногда, слова, которые мы для этого выбираем, могут разозлить, причинить боль, или привести других в замешательство. Такое случается, когда мы выбираем примерно такие слова:

«Из-за тебя я пролил молоко! Это твоя вина!»

«Ты тупой!»

«Ты мне больше не друг!»

«Что вы чувствуете, вам говорят такие слова?» Дайте детям ответить: не очень хорошо, злюсь, обижаюсь. «Теперь, я вам покажу как можно простыми словами помочь людям понять, что вы хотите выразить и при этом не вызвать у них злость или обиду. Этот способ называется «Я-сообщения».

Напишите это на доске:

Я чувствую_____________________

Я сейчас_________________________

Я хочу____________________________

Я нуждаюсь_____________________

Скажите: ««Я-сообщения» помогают вам передать то, о чем ВЫ думаете или что чувствуете. Вы можете использовать «Я-сообщения», если будете помнить, что их обязательно нужно начать с «Я», а с «Ты» обычно начинаются осуждения и обвинения. Сейчас я вам покажу кое-что, чтобы показать вам разницу». Попросите двух добровольцев пройти вперед. Скажите им следующее:

· «Давайте представим, что вы два друга, которые играют в шахматы, и ты (показывая на ребенка №1), выиграл эту игру. Тебе (показывая на ребенка №2) не нравится, что ты проиграл, и поэтому ты говоришь своему другу: «Ты нечестно играл!» и потом опрокидываешь доску на пол».

· Попросите ребенка №2 сказать свой текст и сделать вид, что опрокинул доску. Потом спросите ребенка №1: «Что ты почувствовал, когда твой друг сказал, что ты нечестно играл?» Разрешите ребенку ответить – обиделся, рассердился, стал защищаться. «Что бы ты сказал, либо сделал в ответ?» Разрешите ребенку ответить – возможно, прокричать в ответ: «Нет! Я играл нечестно!», или даже начать драться, либо отказаться дальше играть. Разрешите ему проиграть свой ответ.

· Теперь спросите ваш класс: «Видите, как слова, которые мы выбрали, могут разозлить других? А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если эти два друга научатся использовать «Я-сообщения». Спросите ребенка №2: «Как ты себя почувствовал, когда проиграл игру?» Пусть он ответит: расстроился, огорчился. «Ты можешь выразить свои чувства, используя «Я-сообщение»? Помогите ребенку сказать, «Я расстроен, потому что проиграл игру!»

· Спросите ребенка №1: Что ты чувствуешь, когда (имя ребенка №2) говорит тебе это вместо слов: «Ты нечестно играл!» Разрешите ребенку ответить; помогите ему увидеть, что он не зол, не обижен. «Что бы ты ему ответил?» Разрешите ребенку подумать; может он скажет, «Мне жаль» или даже «Давай сыграем еще раз».

· Теперь попросите детей проиграть эту сцену еще раз, используя новый метод общения. «(Ребенок №2) только что проиграл. Что ты (ребенок №1) скажешь своему другу? Пройдите сценку еще раз, помогая добровольцем использовать новые ответы.

Поблагодарите добровольцев за участие и попросите их вернуться на свои места. В конце упражнения попросите учащихся попрактиковаться в использовании «Я-сообщений». Попросите детей закончить предложения, которые вы написали на доске. Примеры:

Я сержусь. Вместо: «Ты меня злишь!

Я горжусь своим рисунком. Вместо: «Твой рисунок не такой красивый как мой!»

Я разлил молоко, извини. Вместо: «Это из-за тебя я разлил молоко!»

Я хочу поиграть с тобой. Вместо: «Ты никогда не играешь со мной!

Мне нужна твоя помощь, помоги мне, пожалуйста. Вместо: «Ты никогда мне не помогаешь!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: