Страсти чревоугодия и блуда

В основе всех страстей лежит стремление к автономной жизни, в разных проявлениях. Ценность, лежащая в основе каждой страсти, противоположна нормам объективной нравственности. Общая почва проявления страстей состоит в греховности человеческой природы. Отцами-аскетами, как правило, различаются восемь видов страстей: чревообъядение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Первые две страсти носят по преимуществу плотский характер. Наиболее простая по проявлениям - страсть чревообъядения. В ней выделяются: объядение (обжорство), пьянство, гортанобесие (особенное, чрезвычайно выраженное стремление к вкусным, сладким, острым и т. п. видам еды), несоблюдение постов, частоядение, тайноядение (грех, более присущий детям или монахам, не смиряющимся перед принятым в доме или монастыре уставом еды), чрезмерная забота о еде (о ее покупках, приготовлении, словом - не простое отношение к пище). Посты установлены Церковью как применение общего принципа воздержания, в частности, по отношению к пище (к некоторым родам пищи, ее количеству, вкусу) - в память об Адамовом невоздержании, ради упражнения во власти над низшими сторонами человеческой природы и как одна из сторон послушания Христу и Церкви. Задача поста - освобождение не столько тела, сколько ума и души, потому что грех, находясь в плоти, властвует над умом и овладевает душою. Грех есть «страсть любви предосудительная, которая занимает ум предметами вещественными» (прп. Максим Исповедник). Добродетель поста разрушает нравственный строй ветхого человека, направленный ко всяческому пресыщению. В чревообъядении не только разрывается личностная целостность, так что плотское начало выделяется из всего полного состава личности. Хуже того, плоть сама по себе становится безусловно ценной и значимой для человека порою настолько, что иного содержания своей личности он не видит и не понимает, и душа становится поглощенной животным существованием. Это одна из сублимаций инстинктивного стремления к бессмертию через постоянное потребление того, что продлевает жизнь, синдром запасания энергией. В свою очередь развитие страсти чревообъядения приводит к умножению плотских радостей, к росту животного самолюбия. В свою очередь развитие страсти чревообъядения приводит к умножению плотских радостей, к росту животного самолюбия. Достаточно известна по содержанию, мотивам и развитию и страсть блуда. В этой страсти, как и в чревообъядении, плотское начало личности побеждает духовное, становится самоценным. Целостность личного бытия разрушается по причине переживания особой значимости ощущений, связанных с чадородными органами. В страсти происходит искажение чистой и содержательной любви двух личностей. В блуде, как и в чревоугодии, осуществляется инстинкт к бессмертию, только на родовом начале. Поскольку рационализм не признает личного бессмертия, инстинкт переносит его возможность на родовое переживание, пытаясь реализовать его в разных видах половых (блудных) осуществлений. Обычные проявления блудной страсти: блудные ощущения и телесные пожелания (включая нечто вроде внутренней чесотки, называемой в аскетической литературе скоктанием); приятие нечистых помыслов и услаждение ими в нечистом воображении; нечистые прикосновения к своей и чужой плоти; онанизм; извержение семени; блуд (греховная связь с лицом иного пола, не скрепленная законными связями); прелюбодеяние (то же самое, но с лицом женатым или замужним); грехи блудные противоестественные. Главным внутренним основанием и условием развития этой страсти является нехранение чувств: дерзость, способная погубить добродетель. Особенную роль при этом играют органы зрения и осязания; большое значение имеет также воображение. Поэтому к формам развития блуда относятся и действия вроде рассматривания непристойных картин, фильмов и т.п., работающих на эротическое воображение. В свою очередь, развитие блудной страсти усиливает рост этих стремлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: