ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ БОГОСЛОВИЮ
Билет 1
Содержание и смыслы нравственного мира. Сущность этической проблематики. Благо как сущность нравственного бытия. Блаженство.
Религией, обществом, национальными традициями - вполне определены общие нормы поведения. Любой тип человеческих взаимоотношений включает этическое переживание и оценку, особенно, когда это выражается в поступках или поведении. Этическое знание дает возможность верно оценивать поступки уже после их совершения, и тем самым увеличить сумму этического знания, помогающего ориентироваться в жизни. Но такая безусловная ориентированность возможна только, когда содержание нравственного мира объективно. Проще, это означает, что есть правда на земле. Следовательно, правда есть и выше. Именно соотношение земной и высшей правды и составляет главное содержание христианской этики. Наличие в уголовных законодательствах большинства народа законов, норм и принципов, одинаково утверждающих нравственную правду, приводит к сознанию всеобщности такой правды, и прежде всего - к сознанию ее существования. Большей частью люди признают не только существование нравственной правды вообще, но и неуютно чувствуют себя без её содержательного наполнения. Оценивать свои (или чужие) поступки можно только по отношению к какому-то объективно действующему канону. В этом плане проще и понятнее положение тех, кто связал свою жизнь с любыми религиозными установками (вне зависимости от "правильности" религии). Вся содержательность нравственной правды для них априорно установлена. И если свои желания входят в противоречия с объективной содержательностью соответствующей религиозной правдой, - они "своё" (как в тех случаях, когда они преодолевают себя, так и в тех случаях, когда это не получается) рассматривают как неправду. Но и у тех людей, для которых и в мысли и на деле существует объективная содержательность нравственной правды, встречаются некоторые виды ущербности по отношению к этой правде. В представлениях и на практике она оказывается достаточно бессистемной, неполной и неглубокой, порою включающей в себя случайные и второстепенные элементы, или - исключающей из понимания - наиболее существенные. Но даже и при довольно системном, глубоком подходе к содержанию нравственной правды редко можно видеть творческие и позитивные подходы; гораздо чаще встречаются различные отступления от неё (т.е. греховная реальность), чем объективные созидательные начала. Таков, в основном, ветхозаветный закон: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и т.д. Подобный отрицательный характер нравственных заповедей, если он и не пронизан сознательно религиозными предпосылками, все равно свидетельствует о реальности нравственной правды, которая превышает формальную императивность, ибо опирается, на некий идеал и из этого идеала исходит. Разумеется, один из смыслов идеала - в его всеобщности. Но беда всеобщих идеалов в их отвлеченности. По причине такой отвлеченности нравственный идеал представляется, хотя и желанным, но теоретически - абстрактным. Согласиться на окончательную абстракцию человечество не хотело, и потому, напряженно всматриваясь в нравственных героев, оно хотело в них увидеть такой идеал. Но проходило время... черты идеала становились блеклыми или мало существенными, или мало интересными, или лишь локально значимыми и всечеловеческий идеал становился лишь субъектом литературного памятника. А люди все искали совершенства, и этот поиск, по крайней мере, давал им возможность выделить некоторые идеальные черты, которые хотя и соединялись в уникальный дискретный перечень, но никакой идеальный перечень не может заменить совершенную личность. Такая личность - совершенный Бог и совершенный человек Иисус Христос - явилась в "последние времена", 2000 лет назад, и это стало безусловно очевидно не только для Его современников, но и для читателей Евангелия: это Он. Сущность этической проблематики - что правильно, а что нет. Устанавливает границы добра и зла. Действия рассматриваются не только по последствиям, но по мотивам. Нравственная проблематика является всеобщей. Есть государственные механизмы, которые регулируют - право... и т.д. Добро и зло фундаментальные категории этики. Переживание блага и делание в области блага раскрывается в свете знания более сердечного, чем умственного, но это сердечное знание, будучи глубже умственного, все равно не совершенно, ибо обычно смутно и неопределенно, а то и вовсе ошибочно. Поэтому оно нуждается в корректировке со стороны рассуждения, получая верные понятия и представления Самое главное в этом отношении - приобрести внутреннюю установку на готовность делать добро и отвращаться от зла. В этой готовности есть нечто сверхрациональное и потому не до конца понятное, ибо в любви всегда есть нечто сверхрациональное. Стремиться к деланию добра можно лишь полюбив добро и узнав высшую ценность блага; да и само благо, как уже сказано, имеет выше человеческий смысл и содержание. Поэтому первоначальное его осознание носит априорный, доопытный характер. Добро - онтологическая реальность человеческого бытия, этическое проявление Блага. Благо ощущается личностью как некоторое абсолютное совершенство мира, непознаваемое в своей сути, но осознаваемое как источник всякого добра. Благо - понятие религиозное в силу своей запредельности (трансцендентности) и априорности (его осознание носит доопытный характер, лежит в основании нравственной перспективы). Нравственное бытие есть стремление к Благу, прекрасному и совершенному, что есть следствие любви к нему, признания за ним высшей ценности Условием этого является стремление делать добро и уклоняться от зла. Источником правильного понимания и осуществления добра является Божественное Откровение. Блаженство - высшая степень переживания радости, которую дает личностный рост, обретение внутренней гармонии, переживание совершенного душевного довольства. Которое однако не имеет чувственного, сентиментального характера. Условиями блаженства является чистая совесть (отсутствие противоречий в себе по поводу исполнения нравственного закона, долга) и то, чтобы совесть имела свои основания в объективном нравственном законе Блаженство может иметь место исключительно в нравственном пространстве. Подлинное блаженство возможно лишь тогда, когда оно находится в соответствии с объективным благом. Блаженство, в разных степенях полноты, сопровождает нравственный рост, есть неотъемлемая часть нравственного опыта. Его переживание в тоже время является мотивом к исполнения нравственного закона.