Страсти сребролюбия и гнева

Страсть сребролюбия осуществляется на основе взаимоотношения личности с материальным бытием. Главный инстинкт, на котором паразитирует сребролюбие - владычество тварным миром. Неизбежность бытия в этом мире при разрушенной связи с Богом вызывает инстинкт самосохранения, при действии которого все внешние ценности выполняют роль средства к внешнему самосохранению. Цель такого «я» - удовлетворение внешних претензий. Эта страсть выражается в любви к деньгам и имуществу, в жадности, скупости, стремлении к обогащению, что может приобретать разные уродливые формы. Основной нравственной причиной сребролюбия является неверие Богу, неупование на Промысл, что неизбежно при разрыве связи с Богом. В такой духовной ситуации вера в Промысл становится ничтожной и человек отрекается от водительства Промысла и доверяет лишь своим возможностям и действиям, счастливому случаю, обстоятельствам и доброму расположению других людей. Одновременно возрастает болезненная любовь к вещам. Такая плененность лишает душу Божественного дара любви и свободы. Эта страсть становится особенно иррациональной тогда, когда деньги сами по себе приобретают высшую ценность для личности. Основные проявления страсти гнева понятны и известны: вспыльчивость, склонность к постоянному возмущению и ярости, клевете; в поступках - крики, споры, драки, а в крайней ситуации - и убийство. Склонности душевные, ведущие к гневу и развивающиеся в результате его действия, также понятны: это осуждение, ненависть, злопамятность, стремление обидеть, мстительность, воображаемое переживание гневных отношений и проч. Принципиальным основанием для возникновения и развития страсти гнева является предельное переживание отделенности своей индивидуальности от других, до полного нечувствия единства общей человеческой природы и братской солидарности. Личность, подверженная страсти гнева, принципиально не имеет нужды во всяком ином личном бытии или точнее - всякое иное личное бытие представляет помехи для совершенно «свободной», полностью своевольной реализации своего личного бытия. Для самовыражения такой индивидуальности необходима полная одинокость. Желательно уничтожить другие «я». Если по ситуации (длящейся или краткой) человеку представляется в другом лице помеха для его самовыявления, это и становится материалом для крайнего неприятия другой индивидуальности.

Билет 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: