Принципы аксиологических решений

Ценностный выбор осуществляется в двух основных видах: выбор между безусловно ценным и безусловно антиценным, и выбор между более и менее ценным. Выбор осуществляется на основе нравственных ценностей, которые приобретаются (вырабатываются) в нравственном опыте. Это происходит через усвоение нравственных ценностей, когда объективные ценности человек осознает как свои. Основным условием усвоения ценностей является сознательность нравственного опыта, когда личность совершает нравственный выбор осознанно.Предметом нравственной оценки являются прежде всего поступки. Через поступки актуализируется (приводится в состояние реальной действительности) ценностный выбор, а их совокупность составляет целостное поведение.Аксиологические (ценностные решения) имеют различную ценность, в зависимости от обстоятельств и мотивов ценностного выбора. Простота такого выбора кажущаяся. Лишь при двух условиях такой выбор достаточно прост. Во-первых, надо любить правду и ненавидеть грех. Гораздо обычней бывает наоборот - любить грех и ненавидеть правду. Во-вторых, если противостояние правды греху очевидно до демонстративности. Впрочем, такая очевидность существует лишь для тех, кто лично принял и усвоил объективное знание правды и греха. Иначе - даже поступки, в общепринятом понимании относящиеся к области зла - убийство, прелюбодеяние - кажутся приемлемыми и нормальными. А в порядке самооправдания, ищущим - всегда и находится причина для своего анти-нравственного выбора, как во внешних обстоятельствах, так и в собственной природе с ее естественным грешным устройством - и это даже теми, кто сознает грех как грех. Кроме того, выбор "в пользу" греха порою и сознательно совершается теми, кто осознает грех как зло и даже не оправдывается, но оказывается не в силах совладать со своею немощью - степенью желания в своем выборе осуществить грех. Во всех таких случаях важна также и степень переживания правды как несомненного блага, т.е. ценности, жизненно и теоретически высоко значимой. Вообще нравственная борьба в ситуа-

ции ценностного выбора в наше время редко совершается ярко и сильно, и это

потому, что немногие ориентируются на нравственную правду, и без всякой борьбы ценностный выбор автоматически априорно предрешен в сторону выполнения собственного удовольствия вненравственного или антинравственного порядка. Выбор в сторону объективного добра еще более затруднен, когда по сложности и неопределенности ситуации ее бывает трудно свести к простой полярной альтернативе, где простому и очевидному "да" противостоит столь же простое и очевидное "нет". Здесь главная задача состоит в том, чтобы суметь выделить из всего "синдрома" обстоятельств нравственную суть дела. В таких обстоятельствах человек, даже если он искренне хочет поступить "по правде" затрудняется тем, что, на первый взгляд, и на одном и на другом "конце" альтернативы находятся значимые нравственные векторы, и распознать мнимость альтернативы не так просто. Но и в таких ситуациях в конечном итоге выбор осуществляется, как правило, между ценностью удовольствия или потребления и ценностью правды или нравственного блага. И все же такой выбор между подлинным и мнимым благом (подлинной или мнимой ценностью - понятен, и достаточно однообразен. Гораздо сложнее выбор между двумя подлинными ценностями. (Наиболее традиционный пример: сказать правду - или солгать, но тем принести боль ближнему). При серьезном выборе между чисто нравственными ценностями, (то есть когда главное следует предпочесть второстепенному), необходимы и нравственная борьба и сознательное нравственное рассуждение. Известно совсем немного основных нравственных категорий, среди которых достаточно определенно устанавливается ранжир их значимости.Большей же частью установить раз навсегда ранжированную значимость всех нравственных категорий просто невозможно. Допустимый максимум этических теорий - предложение нескольких основных алгоритмов, которые, при их практическом применении в конкретных нравственных ситуациях, помогают установить истинный порядок нравственных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: