Структура практического занятия. Этапы практического Обеспечение занятия Время Занятия техническое учебные проведения оснащение

Этапы практического Обеспечение занятия Время
Занятия техническое учебные проведения
  оснащение пособия, средства контроля (мин)
1. Инструктаж преподавателя   Метод,  
    рекоменда­ции, таблицы  
2. Контроль исходных Параллелометр ЛДС,  
знаний и набор к нему контрольные вопросы  
3. Решение ситуационных   Ситуационные  
задач   задачи  
4. Курация студентами Стомат. Истории бодез'ш  
больных кресло,    
  ютрументарий    
5. Обсуждение курации   Дизагностически Е  
больных   модели, слайды, рентгенограммы  
б. Контроль результатов   Контрольные  
ус воения      
    Вопросы  
7. Задание на дом      

Перечень вопросов для самоподготовки к занятию:

1. Назовите показания к множественному удалению зубов.

2. Назовите показания к непосредственному протезированию и шинированию.

3. Назовите клинические и технические этапы изготовления непосредственных шин-протезов.

4. Как подготовить модели при непосредственном протезировании фронтальной группы зубов?

5. Как подготовить модели при непосредственном протезировании в области боковых зубов?

6. Как обрабатывают иммедиат-протез перед наложением в полости рта?

7. В каких случаях показано применение несъемных конструкций иммедиат-протезов?

8. Лечебный эффект при использовании непосредственных протезов.
Содержание занятия

В ходе подготовки полости рта к протезированию съемными и несъемными протезами нередко приходится прибегать к удалению зубов с больным пародонтом. При решении этого вопроса необходимо, во-первых, иметь в виду функциональную ценность ряда, а во-вторых, возможность использования его при ортопедическом лечении. Определение функциональной ценности зуба требует прежде всего вычисления степени его патологической подвижности и глубины поражения пародонта, то есть степени атрофии костной ткани альвеолярного отростка. Степень патологической подвижности зуба тесно связана с величиной атрофии костной ткани альвеолярного отростка. Но у некоторых больных, например с дистрофическими формами заболевания пародонта (пародонтоз), такой связи не прослеживается.

При патологической подвижности III степени и резорбции костной ткани альвеолярного отростка более U длины корны зуба, когда компенсаторные возможности пародонта полностью исчерпаны, зубы подлежат удалению. Кроме того, зубы с И-Ш степенью подвижности, имеющие периапикальные очаги хронического воспаления, также подлежат удалению.

Операция удаления зубов у человека сопровождается значительны ми анатомическими и функциональными изменениями. Возникающие в послеоперационном периоде чрезмерная нагрузка на оставшиеся зубы, нарушения акта жевания, речи, эстетические дефекты оказывают отрицательное влияние на ткани пародонта и на самого больного. Удаление даже одного или нескольких фронтальных зубов резко нарушает произношение звуков, затрудняет профессиональную деятельность, сопровождается пси­хологической травмой.

Одним из наиболее эффективных способов устранения дефектов, возникающих в результате удаления зубов, является метод непосредственного протезирования. Этот метод заключается в том, что протезы готовятся до оперативного вмешательства, а затем, непосредственно после удаления зубов, припасовываются на челюсти. Такие протезы получили название иммедиат-протезов.

Научными исследованиями было показано, что процессы регенерации костной ткани и заживления лунки под непосредственным пластиночным протезом протекают значительно быстрее.

Применение иммедиат-протезов позволяет сохранить высоту нижнего отдела лица, которая может быть изменена в результате удаления зубов, удерживающих окклюзионную высоту.

Наряду с непосредственным протезированием протезы можно изготовить после оперативного вмешательства, до полного заживления лунки зуба - раннее протезирование (через 5-7 дней после удаления зубов).

Первый способ (непосредственное протезирование) применяется в тех случаях, когда состояние подвижности зубов позволяет получить слепок без опасения удалить зуб в момент снятия слепка. Второй способ (раннее протезирование) применяется при абсцедируюших процессах, необходй мости удаления значительного количества подвижных зубов, когда возникают затруднения в получении слепка и не удается установить величину возможных изменений формы альвеолярного отростка после оперативных вмешательств.

Этапы изготовления непосредственного протеза:

1) выбор конструкции протеза;

2) получение слепков и моделей;

3) определение центральной окклюзии и фиксация моделей в артикуляторе с помощью лицевой дуги;

4) подготовка моделей;

5) лабораторные этапы изготовления протеза;

6) припасовка и наложение протеза в полости рта после удаления зубов.

При подготовке альвеолярного гребня на модели рекомендуют придавать альвеолярному гребню гладкую, овальную форму в области фронтальных и трапециевидную - в области жевательных зубов.

При пародонтитах слой снимаемого гипса не превышает 1-1,5 мм. На верхней челюсти во фронтальном отделе гипс снимается только с вестибулярной стороны. На нижней челюсти во фронтальном отделе гипс снимается равномерно по гребню альвеолярного отростка.

В области жевательных зубов с модели снимают слой гипса по краям лунок, слегка закругляя края.

После подготовки модели производят лабораторные этапы изготовления иммедиат-протеза. Перед наложением протез выдерживают 15-20 мин в 3% растворе перекиси водорода, участки базиса, прилегающие к раневой поверхности, обрабатывают 5% спиртовым раствором йода.

На следующий день больной должен явиться на прием к врачу для коррекции протеза.

После введения протеза в полость рта больному рекомендуют:

1) полоскать рот после еды и промывать протез на ночь;

2) не снимать протез на ночь первые 10-12 дней после удаления зубов.

3) пытаться пережевывать пищу, вначале принимать мягкую пищу небольшими порциями, а затем более твердую и большими порциями;

4) для быстрого восстановления речи читать вслух.

Лишь спустя месяц после удаления зубов требуется уточнение базиса самотвердеющей пластмассой.

В случаях, когда после удаления зубов показаны мостовидные или шинирующие аппараты, возможно применение несъемных мостовидных конструкций иммедиат-протезов. При этом методика изготовления протезов в принципе идентична общепринятой, как и характер обработки опорных зубов.

В последние годы при пародонтитах изготавливают непосредственные временные шины или постоянные шины-протезы. Применяют также непосредственные съемные шинирующие бюгельные протезы и несъемные мостовидные шинирующие протезы. Перед изготовлением непосредственного постоянного шинирующего протеза проводят тщательное и всестороннее обследование, определяют зубы, подлежащие удалению, и выбирают оптимальную конструкцию шины. Производят соответствующую обработку зу­бов, являющихся опорными для данного вида шины. Получают слепки, определяют центральную окклюзию и изготавливают опорные элементы шины. Если таковыми являются коронки или полукоронки, слепки должны быть двухслойными, что позволяет установить точную степень погружения края коронки в зубодесневой карман, особенно со стороны удаляемого зуба.

Если в процессе наблюдения за временно фиксированной несъемной шиной устанавливают, что промежуточная часть протеза, изготовленного в группе фронтальных зубов, не касается слизистой оболочки (произошла большая атрофия), то степень прилегания уточняют при помощи быстротвсердсющей пластмассы. Обработав и отполировав уточненные участки, шину вновь временно (на 1 неделю) фиксируют для контроля.

Наблюдения за больными, пользующимися как съемными, так и несъемными иммедиат-протеза ми, свидетельствуют о хорошей адаптации за счет дифференциальных раздражений, ускоренной эпителизации и заживления раны, восстановления жевательной эффективности. Удаление зубов на фоне системных заболеваний пародонта, как правило, приводит к возрастанию тяжести функциональной перегрузки зубов. С целью предупреждения возможных осложнений и сохранения оставшихся зубов следует шире применять непосредственное протезирование, так как это позволяет предотвратить развитие наиболее тяжелых форм травматической окклюзии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: