Наиболее ранние из известных к настоящему времени древних государств Малайского архипелага и Малаккского полуострова были небольшими по размерам. Их насчитывалось десятки, и они располагались из землях современной Западной Индонезии, Западной Малайзии и Южного Таиланда, имея, как правило, выход к акваторни Индийского и Тихого океанов через Малаккский п-в, Сиамский залив, Южно-Китайское и Яванское моря.
В границах Индонезии к районам раннего политогеиеза следует отнести прежде всего восточную и южную части о-ва Суматра и прилегающие мелкие острова. Это одна из территорий, где происходило складывание малайской народности. В бассейнах суматранских рек Батанг (Джамба) и Муси, несущих воды с нагорий Западной Суматры через низменное восточное побережье в Южно-Китайское море, имелись определенные условия для рисоводства и богатые лесные ресурсы. Реки связывали виутриостровные области с внешнеторговыми путями. С этими землями (район Джамби — Палембанга) отождествляют упоминаемое китайскими источниками в середине III в. царство Гэин (Дяин), существовавшее до V—VI ни. Это государство охарактеризовано как богатое золотом и иными драгоценностями, а также орехами арековой пальмы. Здесь было много привозных товаров, в том числе жемчуга и нефрита. Это был один из центров посреднической торговли, поддерживавший связь как с Китаем, так и с индийскими портами
Непосредственно к югу и северу от Гэин китайские летописи в III с. упоминают земли, которые, судя по кратким замечаниям, были населены сравнительно отсталыми племенными группами. Такова страна Пулэй (предположительно от малайского пулоу— «остров»), жители которой вели прибрежный обмен с проходящими кораблями. Впрочем, бытует мнение, что Пулэй может быть и древним царством на островах Банка и Белитунг.
«Цянь Хань Шу» упоминает также Пицзун (малайск. Писанг?), лежащий на морском пути из Индии в Китай и относимый к островам маленького архипелага Риоу-Лингга у юго-восточного побережья Суматры. С Северной Суматрой связывают государство Барус, но сведения о нем более поздние.
Древнейшие суматранские государства ориентировались (по самому характеру своего расположения) на морские пути, которые, огибая Суматру с севера, шли по Малаккскому проливу, вдоль восточного берега Суматры, затем вокруг Южкой Малайи поворачивали на север к Индокитайскому полуострову и китайским берегам, либо шли на о-в Яву и черкз Яванское море—в Восточную Индонезию, к Островам пряностей. Для северосуматранскнх районов имели значение также речные и перевалочные сухопутные трассы через Северную Малайю в Сиамский залив.
Другим важнейшим центром образования первых государств в самой Индонезии стал о-в Ява, хотя неясно, были ли первые государства Явы древнее или моложе суматранских. Они могли быть не моложе, если только сообщение 132 г. н.э. в «Нянь Ханъ Шу» о посольстве из страны Ецзяо относится к Яве. Согласно этому сообщению, послы привезли дары от некоего царя Тяо-Бяня, имя которого ряд исследователей считает китаизированной формой санскритского тронного имени Деваварман. Ецзяо же идентифицируется как Явадвипа. Не исключено, что Клавдий Птолемей в своей «Географии» (ок. 160 г. н.э.) упоминая крупный торговый город Аргире (Серебряный) в западной части о-ва Ябадиу (Явадвипы), где есть вулканы, имел в виду центр того же царства.
Известная по китайским сведениям III в.н.э. и располагавашаяся «к юго-востоку от Гэин» плодородная страна Сытяо с просторными городами может быть локализована в этой же части острова. Позднее, в IV—V вв. именно на западе Явы существовало царство Тарума, правитель которого носил санскритское тронное имя с компонентом «варман» (Пурнаварман). На Западной Яве, соседствующей с Суматрой и имеющей выход к Зондскому проливу, ранний политогенез был тесно связан с малайским этносом, а впоследствии—с сунданскнм.
Центральная Ява с ее плодородными межгорными долинами и часть Восточной Явы, будучи связаны с формированием яванской народности, несомненно, в начале эры также имели очаги государственности, и прежде всего там, где сельскохозяйственные районы имели выход к северному побережью. Однако письменные документальные свидетельства вряд ли могут быть отнесены ко времени ранее V—VI вв.
На о. Бали, как и на Яве, археологические данные раннего железного века свидетельствуют, что местная государственность старше сохранившихся письменных свидетельств, относящихся к средневековью. На восточном побережье о. Калимантан, где найдены, как и на Западной Яве, царские надписи на камнях (возможно, древнее яванских), можно предположить предшествовавший период политогенеза с той существенной оговоркой, что достаточные археологические данные отсутствуют, а китайские сообщения о северо- и западнокалимантанских прибрежных владениях — более поздние.
Островной западноиндоиезнйский регион древней государственности находился по соседству с полуостровным. Уже к рубежу н. э. на берегах Малаккского полуострова и в зоне Сиамского залива существовали десятки царств и княжеств, В границах Западной Малайзии они располагались в северо-западной части полуострова на территории современных штатов—Кедах и Перак, входивших в ареал расселения предков малайцев, но, очевидно, при наличии мон-кхмерского этнического компонента. В границах Южного (полуостровного) Таиланда это были прежде всего район перешейка Кра и сравнительно узкая полоса западного побережья к северу от него, а также Наконситхаммарат и восточное побережье Сиамского залива. Здесь чонкхмерский компонент, очевидно, преобладал и стал впоследствии основой монсхих ранних княжеств.
Вышеотмеченные государственные: образования австронсзийцев и монов к востоку и северу от Малаккского пролива по характеру своей экономической базы были сходны с древнесуматранскими. Их можно назвать городами-государствами. Это были небольшие территории в низовьях рек с центром в виде укрепленного города-порта, ограниченной сельскохозяйственной периферией, обширными внешнеторговыми связями, иногда с рядом факторий. Участие этих государств в международной и полуостровной торговле обеспечивалось контролем царской или княжеской власти не только за участками морских коммуникаций, но и в значительной степени за сухопутными и речными трассами и волоками, пересекавшими современные территории Малайи, юга Таиланда и Нижней Бирмы.
Еще в I в. н. э. авторы «Цянь Хань Шу» отмечали богатство природных ресурсов и необычность товаров этих государств, развитие флота и наличие пиратства, сопутствовавшего их торговой политике. Во II в. в «Географии» Птолемея уже были зафиксированы названия городок-государств, бывших торговыми форпостами и перевалочными пунктами на путях через «Золотой полуостров» и вокруг него. Это прибрежные центры на перешейке Кра (Таккола), на северо-восточном и северо-западном берегах полуострова (Коли), в бассейнах рек (Конконагара, Паланда, Калонка и др.) и на его южной оконечности (Сабара).
К нач. I в. древние китайские источники («Лян шу» — «История династии Лян») относят возникновение княжества Лангкасуки, одного из самых значительных впоследствии царств Северной Малайи, занимавшего временами территорию от Кедаха до Паттани, от побережья Малаккского пролива до берега Сиамского залива.
Далее к северу от этих полуостровных очагов античные, а затем индо-китайские и индийские авторы помещают города в районе Наконситхаммарата и на побережье Сиамского залива. У Птолемея это Самарада, Забай и другие центры, игравшие весьма важную роль в связях с Индией и Китаем. В индийском комментарии к буддийскому канону «Маха-Ниддеше» (II в.) это Тамали — могущественная в будущем Тамбралинга.
Особый исторический период в жизни полуостровных государств относится к III—V вв. В это время приоткрывается завеса над событиями политический истории и внутренним положением некоторых из этих государств. С начала III в. древнскхмерское государство Бапном, превратившееся в сильную империю на юге Индокитайского полуострова и обладавшее мощным флотом, повело наступление на монские и малайские земли. Бапномским курунгам (монархам) удалось подчинить часть из них и превратить их в удельные и вассальные княжества. Побережьс Сиамского залиьз и перешеек Кра оказались под властыо и в сфере влияния Бапнома. Однако степень зависимости от Бапнома, как и сила этих княжеств, была различной. Таккола на перешейке Кра в это время играла роль крайнего западного порта Бапнома и была центром страны, которая в китайских летописях V в. называлась Дунь-сунь (Тунсун). Дуньсунь слаиилась посреднической торговлей и обширной колонией замоских купцов, производством лекарств, благовоний и редких вин. Крупнейший международный порт, Таккола была обращена к путям в Индийском океане, связывавшим Бапном и соседние земли с Индией, Ближним Востоком, Парфией и другими заморским территориями.
В «Лян шу» и других китайских хрониках содержится сообщение о княжестве Паньпань с центром в районе перешейка Кра. Панъпань было, очевидно, относительно автономной частью Бапнома; в V—VI вв. оно поддерживало самостоятельные отношения с Китаем, вело активную внешнюю лолитику. Лангкасука (с центром в районе Паттани — Сонгкла, современный Южный Таиланд) относллась к числу малайских вассалов Бапнома, которые уже с V в. испытвали экономический подъем и постепенно вновь обретали самостоятельность. Этому способствовало то, что Лангкасука к своей выгоде контролировала наиболее удобный торговый путь через полуостров, обогащаясь за счет экспорта местных товаров, в том числе драгоценных металлов, а также эксплуатировала важные коммуникации между Восточной Малайей и Китаем, вьетнамским поберенжьем и Западной Нусантарой. Здесь развивались буддийские традиции. Северный сосед Лангесуки Тамбралинга, которая еще во II—III вв. упоминалась в литературе буддизма на языке пали, стала одним из ранних оплотов этой религии в Юго-Восточтюй Азии и важным портом. Кедах, будучи в IV—V вв. значительным торгово-ремесленным и сельскохозяйственным районом, использовался как важный транзитный пункт индийской торговли, связанный с Короманделъским побережьем и островом Ланка.
Упадок Бапнома с начала VI в, означал отделение вассалов, распад имперских территорий дрсвнекхмерского государства и новый подъем тех из них, для которых балномский сюзеренитет стал тормозом к развитию.