double arrow

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Студент, поставивший перед собой задачу улучшить свою физическую форму, располагает большим выбором тренировочных программ. Не­смотря на все огромное многообразие упражнений, не существует какой-либо универсальной формы физической активности, которая могла бы удовлетво­рить потребности любого студента. При выборе тренировочной программы нужно учитывать возраст, состояние здоровья и интересы студента, а также доступность тех или иных тренажеров. Наиболее часто встречаемыми видами физических упражнений при самостоятельных занятиях студентами МГТУ ГАявляются ходьба и бег (занятия легкой атлетикой), плавание, ходьба на лыжах, велосипедные прогулки, разнообразные виды аэробики, занятия на тре­нажерах и силовые упражнения атлетической гимнастики, спортивные игры, турпоходы, настольный теннис.

Доступными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе( в условиях лесопарка).

Ходьба - безопасная и ритмичная форма активности с саморегули­рующимся темпом, когда работают большие группы мышц. Ходьбе не помеха ни избыточный вес, ни ожирение, ни плохая физическая форма.

Бег - оздоровительный бег является одной из самых лучших и доступных форм занятий физической культурой. Благодаря естественности и простоте движений, возможностям проводить тренировки практически в любых условиях и в процессе занятий добиваться значительного расширения функциональных возможностей, бег в последние годы стал массовым увлечением во многих странах мира.




Основным методом тренировки при занятиях оздоровительным бегом является равномерный метод по А. Лидьярду, который рекомендует проходить всю дистанцию в равномерном темпе с постоянной скоростью, используя следующие тренировочные средства:

1. Лёгкий равномерный бег продолжительностью от 20 минут при пульсе 120-130 ударов в минуту.

2. Длительный равномерный бег по ровной трассе от 40 минут при пульсе 130-140 ударов в минуту, один раз в неделю.

3. Кроссовый бег от 30 минут при пульсе 144-156 ударов в минуту, 1-2 раза в неделю.

Занятия начинаются с разминки продолжительностью 10-15 минут для подготовки организма к предстоящей нагрузке,(«разогреть» мышцы).

Бег должен быть лёгким, свободным, ритмичным, а ошибки в технике бега (нарушения в осанке, неправильная постановка спины и др.) могут вызывать болезненные ощущения отдельных мышечных групп, сухожилий, суставов ног, спины. Туловище при беге держится прямо или имеет незначительный наклон вперёд, плечи опущены и расслаблены, руки без напряжения движутся вперёд – назад, нога ставится на грунт мягким, загребающим движением на внешний свод стопы. Если это вызывает трудности, можно осуществлять постановку стопы с пятки с последующим перекатом на носок. Нога должна касаться грунта в 20-25 см впереди проекции центра тяжести. Избегайте «натыкания» на ногу или «ударной» постановки ноги. Беговой шаг должен быть пружинящим, с минимальными вертикальными и боковыми колебаниями. Продолжительность и скорость бега определяется в зависимости от уровня подготовки занимающихся и поставленных задач: улучшения функциональной подготовки или достижения определённых результатов. Опыт показывает, что, тренируясь 3-4 раза в неделю даже с минимальным объёмом нагрузок, можно добиться существенного улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.



Под влиянием регулярных занятий бегом во всех системах организма происходит функциональная перестройка. У лиц, занимающихся оздоровительным бегом, происходит более интенсивная перестройка костей. Активизация деятельности мышц при таких занятиях приводит к повышению активности обменных процессов.

Заниматься бегом нельзя тем, кто страдает такими заболеваниями, как: сердечная недостаточность, стенокардия, гипертоническая болезнь, сердечные пороки, бронхиальная астма, хронический бронхит и т.д. В любом случае необходимо посоветоваться с врачом-специалистом.

Возможно использование ходьбы или бега как отдельных средств тренировки, улучшающих обмен веществ в организме, тренирующих сердеч­но-сосудистую и дыхательные системы. Можно использовать сочетание ходьбы с бегом, что обеспечит постепенное нарастание нагрузки и даст воз­можность ее контролировать с учетом индивидуальных возможностей (при­ложение 1). Бегать удобнее всего в кроссовках.

Самостоятельные занятая на лыжах можно проводить на стадионах или в парках в черте населенных пунктов.Занятия на местности, отдаленной от населенных пунктов, или в лесу рекомендуется проводить в группе под руководством опытного инструктора и при соответственной подготовке во избежание несчастных случаев. Минимальное количество занятий, которое дает оздоровительный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неделю по 1-1,5 часа при умеренной интенсивности.

Занятия аэробики имеют разновидности; с каждым годом расширя­ется классификация видов аэробики.

Комплексное воздействий аэробикой на организм выражается в реше­нии двух групп задач:

1. Развитие и совершенствование силы и гибкости за счет воздействия на мышечную систему и связочно-суставной аппарат.

2. Повышение выносливости сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эффект достигается при нагрузке на уровне 55-65% от максимально­го потребления кислорода.

Наиболее распространенными в нашей стране являются следующие ви­ды:

• базовая аэробика (низко ударная);

• высоко ударная (с прыжками и без);

• танцевальная;

• каланетика;

• Step-аэробика;

• Slide-аэробика;

• силовые виды аэробики;

• и некоторые другие, которые требуют дополнительного оборудо­вания (фитбол - аэробика, кик - аэробика, тай - чи, сайкл и др.).

Классическое занятие аэробикой (длительностью 60 минут) состоит из нескольких частей:

• подготовительная часть (включает в себя разогревание, общую разминку - 5-7 минут, предварительное растягивание, специальную размин­ку - 3-5 минут) - 10-20 минут;

• основная часть - 20 минут;

• заключительная часть - 5-10 минут.

Подготовительная часть тренировочных занятий направлена на разо­грев организма и подготовку к предстоящей основной части. При этом используются активные движения, способствующие быстрой циркуляции крови в организме, элементы базовой техники невысокой координационной слож­ности. Задачи специальной разминки - подготовить мышцы, сухожилия, сус­тавы к нагрузке, при этом применяют упражнения без использования махо­вых и других резких и травмоопасных движений.

Основная часть насыщена аэробной нагрузкой, где используются раз­личные гимнастические и танцевальные движения.

Силовая часть занятий направлена на развитие основных групп мышц туловища, ног и рук в положении стоя, сидя или лежа. Используются статические и динамические упражнения как с отягощениями (или специальным оборудо­ванием, дающим сопротивление), так и без них.

Заключительная часть урока – растягивание, в которой необходимо привести организм в спокойное состояние (ЧСС снизить до 90-100 уд/мин. и меньше), выполнить упражнения на гибкость, в особенности на те мышцы, которые выполняли силовую нагрузку, для их лучшего восстановления.

Занятия аэробикой по нагрузке должны соответствовать контингенту занимающихся. Они проводятся с музыкальным сопровождением. Жела­тельно, чтобы каждой части занятий соответствовал свой ритм. Так, размин­ка при базовом уроке проводится под музыкальный ритм 130-134 уд/мин., основная часть и силовая - 120-130 уд/мин., заключительная - < 100 уд/мин.

Другие виды самостоятельных занятий - атлетическая гимнастика, занятия на тренажерах и блочных устройствах.

Атлетическая гимнастика рассматривается как система физкультурных упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Развитие силы обеспечивается выполнением специальных силовых упражнений (по В.М. Смолевскому):

• с гантелями (масса 5-12 кг);

• с гирями (16,24,36 кг);

• с эспандером;

• с металлической палкой (5-12 кг);

• со штангой (вес подбирается индивидуально);

• упражнения на тренажерах и блочных устройствах;

• изометрические упражнения;

• упражнения с использованием веса собственного тела.

Атлетическая гимнастика способствует укреплению опорно-двигательного аппарата (ОДА), мышечной системы, формирует правильную осанку и пропорциональное телосложение. Однако, эти занятия требуют значительного проявления воли и должны быть систематическими, чтобы добиться успеха.

Организация самостоятельных силовых занятий

Самостоятельные занятия проводятся по общепринятой структуре: разминка, основная часть, заключительная часть.

Силовые занятия следует начинать аэробной разминкой от 7 до 25 минут (в зависимости от задач на тренировочное занятие), комплексом упражнений на гибкость. Далее по программе основная часть - занятия силовыми упражнениями -следует заканчивать аэробной нагрузкой не менее 5 минут и несколькими упражнениями на гибкость, способствующими восстановлению основных групп мышц.

Занятия проводятся 2-7 раз в неделю по 0.5-1.5 часа, заниматься менее 2-х раз в неделю неэффективно. Лучшее время для тренировок- вторая половина дня, но через 2 часа после приёма пищи и за 1 час до отхода ко сну.

Не рекомендуется тренировка натощак. Студенты, приступающие к силовым занятиям, должны иметь соответствующее заключение врача. Из объективных показателей существенную информацию о состоянии занимающихся дают пульс и вес.

Атлетическая гимнастика очень полезна женщинам, при этом разминку студенткам следует проводить более тщательно и продолжительно по времени. При выполнении упражнений силовой направленности тренировочную нагрузку увеличивать постепенно. Силовая работа укрепляет опорно-двигательный аппарат, мышечную систему и особенно мышцы брюшного пресса и тазового дна, но при этом необходимо учитывать особенности женского организма, что выражается в более продолжительном периоде восстановления после физической нагрузки и более быстрой потери достигнутого состояния тренированности при временном прекращении тренировок.

Спортивные игры отличаются разнообразием двигательной деятельности и эмоциональной насыщенностью

Спортивные игры - это единоборство двух сторон, протекающее в рам­ках правил, преимущество в которых оценивается по количеству достижений обусловленной цели.

Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис оказывают разностороннее воздействие на занимающихся, улучшая функциональное состояние, физическую подготовку и координацию движений. Для того, чтобы тренировки оказались более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила:

• увеличивать продолжительность нагрузки на занятиях постепенно;

• до начала игр проводить разминку, включающую медленный бег (3-5 мин.), общеразвивающие упражнения и упражнения для тех групп мышц, которые принимают наибольшую нагрузку в данной игре;

• соблюдать все правила, связанные с техникой безопасности, обращая внимание на соответствие обуви, инвентаря, ровность покрытия площадки и др. требования.

Движения и действия, используемые в спортивных играх, разнообраз­ны: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (или шайбе). Играющие стремятся, верно выбирая и правильно применяя игровые приемы, совместно со своими партнерами (или самостоятельно в индивидуальных спортивных играх), добиться преимущества над соперником, который оказы­вает активное сопротивление.

Активное противодействие соперника постоянно изменяет условия осуществления задуманных действий отдельного игрока и команды в целом. Быстрая смена игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнооб­разные задачи, требующие быстрейшего решения. Для этого необходимо в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся ситуацию - располо­жение партнеров и соперника, положение мяча, шайбы, - оценить ее, выбрать наиболее целесообразные действия и применить их. Все это можно осущест­вить, имея определенные знания, умения и навыки.

Важной особенностью спортивных игр являются сложные коллектив­ные тактические действия. Большинство видов спортивных игр - командные и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Осложняет взаимодействие то обстоятельство, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и по­стоянного ритма. Игрокам приходится в одной ситуации атаковать, а в других - защищаться. И действия у отдельных игроков различны. Важно, чтобы они были согласованными и направленными на решение общей задачи. От игро­ков требуется максимальная инициатива, творчество и смелость, чтобы со­гласовывать свои действия с партнерами и добиваться успехов, даже если со­перник сильнее.

Для успешного участия в игре недостаточно овладеть техникой выполнения игровых приемов. Важно уметь их использовать в игре в соответствии с ситуацией, то есть надо разбираться в тактике игры.

Занятия спортивными играми способствуют развитию мышления, адек­ватной реакции в сложившейся ситуации, приспособляемости к условиям. Эти качества очень полезны в повседневной жизни.

Для решения оздоровительных задач и активного отдыха можно рекомендовать не требующие игровых площадок и отличающиеся более упрощёнными правилами новые разновидности таких популярных игровых видов, как: футбол – минифутбол, футзал; волейбол – пляжный волейбол, волейбол 3х3; баскетбол – пляжный баскетбол, стрит-баскет; хоккей в спортивных залах и др.

Занятия плаванием более доступны в летний период, когда возможно плавать в открытых бассейнах. В остальное время можно проводить трени­ровочные занятия в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды.

Плавание - вид спорта, цель которого преодоление вплавь в наименьшее время различных по длине водных дистанций разными способами. Перед занятиями плаванием рекомендуется выполнять следующие примерные специальные подготовительные упражнения пловца на суше и на воде.

На суше:

1. Имитация движений ногами при плавании на груди, сидя на скамейке, полу, земле, сериями по 30 - 60с с отдыхом 20 - 30с.

2. "Мельница" - вращение прямых рук в плечевом суставе вперед и назад в положении стоя, 8 раз в каждую сторону.

3. Имитация движений руками при плавании на груди, стоя в наклоне вперед.

4. Имитация движений руками при плавании на спине в положении стоя.

5. Имитация стартового прыжка.

6. Имитация поворота у стены и т.п.

На воде:

1. Погружение в воду с головой с задержкой дыхания и выдохом в воду, открывание глаз в воде, разыскивание и доставание предметов, лежащих под водой.

2. Всплывание из положения приседа в группировке, взявшись руками за голени ("поплавок").

3. Лежание на поверхности воды на спине и на груди с переменой положения тела путем вращения вокруг продольной оси.

4. Скольжение на груди (лицо опущено в воду, руки вытянуты вперед) и на спине (руки вдоль туловища), отталкиваясь от дна, а затем от бортика. При скольжении на груди выдох делается в воду.

5. Плавание с доской, работая одними ногами, на груди.

6. Плавание кролем на груди с работой рук и ног, с опущенным в воду лицом и с задержкой дыхания.

7. Разучивание стартового прыжка.

8. Разучивание поворотов в левую и правую стороны и т.д.

В каждом занятии выполняются по 2 - 3 упражнения на суше и на воде в указанной последовательности. Переходить к следующему упражнению можно только после усвоения предыдущего. Количество повторений каждого упражнения в одном занятии от 4 - 6 до 8 - 12 раз.

Занятия для умеющих плавать желательно постепенно увеличивать, начиная с 10-15 минут пребывания в воде и до 30-45 минут. За это время, постепенно наращивая скорость плавания и сокращая паузы отдыха, необходимо про­плывать до 600 м. Далее следует переходить к плаванию без отдыха и наращивать объем дистанции до 1000-1200 м.

Оздоровительным плаванием занимаются в летние каникулы в открытых водоемах.

Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. Частота сердечных сокращений сразу после проплывания дистанции для студентов (17-26 лет) должна находиться в пределах 120-150 уд/мин.

При занятиях плаванием следует строго соблюдать следующие правила безопасности:

• заниматься не раньше, чем через 1,5 часа после приема пищи;

• запрещается заниматься плаванием при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и желудочно-кишечных заболевани­ях;

• занятия в открытом водоеме проводить группой не менее 3-х че­ловек и только в проверенном месте глубиной не более 1,2 м.

Плавание в любом открытом водоеме: озере, реке, море называется плавание на открытой воде. Все соревнования на открытой воде проводятся вольным стилем. В заплывах более чем на 5 км каждого участника соревно­ваний сопровождает лодка.

Заплывы, игры на воде, соревнования в комплексе с воздействием закаливающих процедур вызывают положительные изменения в функциях и структуре нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, а также в опорно-двигательном аппарате, в составе крови и др.

Туристические походы - интенсивный вид активного отдыха.

При подготовке к туристическому походу следует выбрать маршрут, скомплектовать группу, подобрать снаряжение, определить режим передви­жения. Старшие группы обучают начинающих туристов и проводят беседы с ними. Начинают с одновременных походов, далее длительность зависит от подготовленности группы. Лицам, имеющим соответствующую подготовку, можно организовывать лыжные, горные, водные и велосипедные походы, ко­торые должны проводиться в соответствии с требованиями «Правил органи­зации и проведения туристических походов и путешествий».

Различают туризм пешеходный, велосипедный, автомобильный, лыжный, водный и комбинированный, при последнем часть пути совершается пешком и часть тем или иным видом транспорта.

В зависимости от этого интенсивность физической работы при туристических путешествиях варьируется чрезвычайно сильно. Так, при передвижениях на лыжах, на велосипеде или лодке, а также при пешеходных маршрутах, особенно в горной местности, физическая нагрузка может достигать значительной величины.

Путешествия пешком, на лодках, плоту, велосипеде и др. способствуют лучшему кровоснабжению органов и мышц, в том числе и сердечной мышцы, укреплению костей, суставов, связок, активизируется обмен веществ, улучшается деятельность органов дыхания, дыхание становится более полным и глубоким, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

Пребывание на свежем воздухе в окружении красивых ландшафтов, активная мышечная деятельность является источником положительных эмоций. Во время туристических походов повышается настроение, возникает прилив бодрости и сил.

Всё это оказывает положительное воздействие на состояние нервной системы. Кроме того, длительное пребывание на свежем воздухе, особенно при походах с ночлегом под открытым небом и в палатках, способствует закаливанию организма.

Все туристические походы проходят в обязательном порядке под руко­водством опытного инструктора (или проводника), который строго следит за правильным поведением и соблюдением мер безопасности в группе.

Велосипедные прогулки считаются эмоциональным видом физических упражнений, если они проводятся на природе с постоянно меняющимся пей­зажем; желательно проводить их группой примерно одной подготовленности. Нагрузка при вращении педалей способствует увеличению притока крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие. Непосредствен­но перед выездом необходимо проверять исправность велосипеда.

Настольный теннис - настольная игра, которая ведется двумя или четырьмя участниками ракетками и целлулоидным мячом на столе, разделенном сеткой на две равные части. Игроки стремятся послать мяч через сетку так, чтобы соперник не смог правильно отразить его. Игра ведется до выигрыша одним из соперников 21 очка при преимуществе не менее чем в 2 очка.

1.4. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЙ И УЧЁТ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Документы планирования разрабатываются на основе программы по физвоспитанию для студентов вуза.

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателя, составляется личный план физического воспи­тания (приложение 2). Содержание этих занятий зависит от состояния здоро­вья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Перспективное планирование самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения.

Многолетнее перспективное планирование должно предполагать увеличение объёма, интенсивности и общей тренировочной нагрузки по сравнению с прошедшим годом. Например, если первый год первый макроцикл самостоятельных тренировок начинается с исходного уровня состояния тренированности, который мы условно обозначаем нулевой отметкой, то заканчиваться он должен на уровне 20-30%. Следующий макроцикл, начинаясь от уровня 20-30% тренировочной нагрузки, пройдёт на более высоком уровне и закончится на уровне примерно 60%. Практический опыт показывает, что при занятиях спортом, например, легкоатлетическим бегом на средние и длинные дистанции, можно за время обучения в вузе пройти путь от новичка до спортсмена I-го разряда и т.д.

Повседневное внимание следует уделять вопросу сочетания умствен­ной и физической работы, а также обращать должное внимание на самочув­ствие и вести дневник самоконтроля.

Считается, что в учебном году, в макроцикле общий объем тренировочных нагрузок должен постепенно нарастать к сессионному периоду и снижаться до актив­ного отдыха непосредственно в период сдачи зачетов и экзаменов. Важным моментом является непрерывность занятий физическими упражнениями во время каникул (рис. 1).

Следует помнить о единой цели самостоятельных занятий, а именно сохранение здоровья, поддержание высокого уровня физической и умствен­ной работоспособности.

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ

Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цель самостоятельных занятий, инди­видуальные особенности занимающихся; скорректировать планы учебных и тренировочных занятий; определить и согласовать содержание, построение, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки, выбрать критерии, определяющие уровень подготовленности и их целевые и проме­жуточные показатели.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ И СРЕДСТВ

ФИ­ЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ГОДУ

Таблица I

Основные задачи Основные средства
1.Приобретение и поддержание на достигнутом уровне ОФП:   а) общая выносливость;   б) сила мышц и развитие мускулатуры тела; в) быстрота движений;   г)подвижность в суставах и гибкость позвоночника; д) ловкость и координация движений.     Продолжительно выполняемые упражнения (дли­тельный бег, ходьба на лыжах и др.).   Общеразвивающие подготовительные упражнения с предметами, на тренажерах и блочных устройст­вах. Упражнения однократные и циклические, упраж­нения вырабатывающие скорость двигательной ре­акции, выполняемые с максимальной быстротой (прыжки, метания, баскетбол, бейсбол, лапта и др.). Упражнения с большой амплитудой без предметов, с отягощениями и на снарядах.   Акробатика, баскетбол, легкоатлетические прыжки, гимнастические прыжки и др.
2.Приобретение и поддержание на достигнутом уровне СФП для избранного вида спорта: а) специальный фунда­мент;     б) специальная выносливость;     в) сила мышц;   г) быстрота;     д) «взрывная» сила;   е) гибкость   1.Выполнение элементов избранного вида спорта повторно до «отказа» и другими методами. 2.Выполнение соревновательного упражнения с уменьшенной интенсивностью, но в большом объёме (повторно, равномерно и др.).   Выполнение соревновательных и специально-подготовительных упражнений и их элементов повторно, переменно и интервально.   1.Специальные упражнения без отягощений с преодолением различных сопротивлений собственного веса и на тренажерах. 2.Специальные упражнения с отягощениями (гири, штанга и др.). 3.Выполнение элементов избранного вида спорта повторно с отягощением или на тренажерах . 4.Выполнение целостного соревновательного упражнения повторно с отягощением.   1. Максимально быстрое выполнение элементов техники из избранного вида спорта. 2.Максимально быстрое выполнение целостной техники соревновательного упражнения. 3.Выполнение упражнений высокой скорости простой и сложной двигательной реакции.   Прыжковые упражнения, максимально быстрое выполнение упражнений с отягощениями, прыжки, метания, толкание груза и др.   Упражнения с максимальной амплитудой в динамическом и статическом режимах применительно к избранному виду спорта.  
3.Совершенствование техники в избранном виде спорта 1.Выполнение элементов техники избранного вида спорта, то же на тренажерах. 2.Выполнение соревновательных упражнений в целом. 3.Овладение техникой выполнения специальных упражнений, других видов спорта, используемых в тренировке.
4.Тактическая подго­товка 1. Изучение основ тактики и ее вариантов применительно к данному виду спорта. Выполнение вариантов тактики в тренировочной и соревновательной деятельности.
5.Воспитание волевых качеств 1.Объяснения, наглядные примеры, внушение тренера и др. 2.Выполнение упражнений со специальной направленностью на преодоление в них трудностей. З.Выполнение элементов избранного вида спорта в условиях преодоления организованных трудностей. 4.Выполнение соревновательного упражнения с преодолением организованных трудностей. 5.Выполнение упражнений в затрудненных условиях внешней среды.
6. Активный отдых   Выполнение с малой интенсивностью различных общеподготовительных упражнений, циклических упражнений (бег трусцой, медленное плавание, велосипедные прогулки), спортивные игры и др.
7. Соревнования Участие в соревнованиях в избранном виде спорта и других родственных дисциплинах.  
8. Приобретение теоре­тических и практиче­ских знаний и умений 1.Беседы преподавателя (тренера) со студентами (спортсменами) на занятиях, на соревновани­ях и в свободное время. 2.Приобретение знаний и опыта в процессе самостоятельных тренировочных занятий. 3.Доклады, лекции, чтение методической и научной литературы.

Учет о проделанной работе в тренировочных занятиях позволит анализировать уровень подготовленности и корректировать план для достижения поставленной цели.

Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет нагрузок (количественных и качественных характеристик) с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Целью предварительного учета являются исходные данные об уровне подготовленности занимающихся: текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий, таких как: количество проведенных тре­нировок в неделю, месяц, год, выполненный объем нагрузок и их интенсив­ности, результаты тестов. Итоговый учет проводят в конце периода занятий или годичного цикла тренировок. Он дает возможность наглядно сопоставить и оценить данные состояния здоровья и тренированности, а также данные объема тренировочной работы.

Для эффективного планирования и учёта работы, проделанной в тренировочных занятиях, необходимо ведение дневника с ежеднев­ной записью выполненных упражнений и вызываемых ею нагрузок, а также реакции организма на эти нагрузки.






Сейчас читают про: