Трудности изучения мозговых механизмов сознания объясняются не только разрывом между реальным знанием о деятельности мозга и сложностью психических процессов, но и неопределенностью многих психологических терминов.
Среди всех существующих определений, по мнению П.В.Симонова, наиболее адекватным для естественнонаучного анализа представляется такое, где сознание определяется как знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих художественных образов может быть передано, и стать достоянием других членов общества. Сознание – это знание вместе с кем-то….
О решающей роли функционирования речевых структур головного мозга в феномене сознания свидетельствуют исследования нейрофизиологов, проводимые в институте нейрохирургии имени Н.Н.Бурденко под руководством О.М.Гриндель. Ими было показано, что восстановление сознания у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой совпадает во времени с восстановлением связей между моторно-речевыми зонами левого полушария (у правшей) и другими областями коры. На основании своих систематических экспериментов Э.А.Костандов пришел к выводу о том, что активация связей гностических корковых участков с двигательной речевой зоной является решающим звеном в структурно-функциональной организации механизмов, обеспечивающих осознание раздражителя. С помощью магнитоэнцефалографии Р.Салмелин с соавторами показал, что активация структур, относящихся к речи, происходит не только при мысленном назывании демонстрируемого объекта, но и при пассивном его созерцании.
Открытие функциональной асимметрии головного мозга оказало огромное влияние на изучение естественнонаучных основ сознания. Вместе с тем, недопустимо приурочивать сознание и речь исключительно к левому полушарию, так начальные этапы формирования высказываний на родном языке связаны с правым полушариям, а окончательное оформление – с левым. В общем виде можно сказать, что правое полушарие больше связано с мотивационной сферой, а левое – с когнитивной сферой. Человек с поражением левого полушария – это субъект с богатым набором потребностей и дефицитом способов их удовлетворения. Больной с поражением правого полушария располагает избытком средств для удовлетворения резко обедненной, суженной, упрощенной сферы мотивов. Отсюда вторично возникает склонность к преобладанию отрицательных или положительных эмоций. При поражении левого полушария речь нарушена, но личность сохранена. При поражении правого – страдает самосознание и самооценка.
В процессе утраты сознания при переходе от бодрствования ко сну наблюдаются изменения электрической активности мозга. При дремоте наблюдается характерные стадии первоначального усиления мыслительного потока с возрастанием количества ассоциаций, «блуждающих мыслей», беспорядочных мыслей и, наконец, своеобразное состояние «пустой головы», непосредственно предшествующее сну. М.Н.Русалова зарегистрировала ЭЭГ в стандартных отведениях, попросив исследуемых лиц сообщать нажатием на кнопку о моменте возникновения каждой последующей стадии. Оказалось, что в период усиления мыслительного потока альфа-ритм увеличивается в амплитуде и мощности в центральных областях мозга. На стадии «блуждающих мыслей» альфа-ритм становится нерегулярным, снижается его амплитуда и частота. На фоне чувства «пустой головы» альфа-ритм вообще незаметен при визуальном анализе, ЭЭГ уплощается, на спектограмме появляются медленные волны. По данным спектрально-когерентного анализа в двух последних стадиях преобладает активность правого полушария.
Вместе с тем, в период завершающей стадии «пустой головы» еще сохраняется элементарное самосознание, чувство «это – Я». Возможно, его ЭЭГ-эквивалентом является наличие визуально неразличимого альфа-ритма на спектограммах центральных и височных областей. Предполагается, что источником этой активации служат влияния со стороны лимбических структур. Для данной стадии характерно сочетание медленной активности с частично сохраняющимся альфа-ритмом.
Феномен сновидений не опровергает представления о коммуникативной природе сознания, так как речь идет об отсроченном осознании, из-за восприятия происходящих событий как реальных. При этом сохраняется способность к самоидентификации. Так, например, А.М.Вейн и В.Л.Голубев рассматривают сновидения как промежуточное состояние между истинно неосознаваемыми и сознательными процессами. П.В.Симонов рассматривает сновидения как взаимодействие между инициирующим их подсознанием и комбинаторно-творческой деятельностью механизмов сверхсознания.
1. Сознание как информационный синтез.
2. Основные концепции сознания.
3. Функции сознания.
4. Роль речи в осознании.
5. Зрительное осознание.
6. Мозговые центры и сознание.
7. ЭЭГ активность и сознание.
8. Неосознаваемое содержание психики и его психофизиологическое обоснование.
9. Выработка условных рефлексов на неосознаваемом уровне.
10. Явление прайминга.
11. Перцептивная защита.
Темы рефератов:
1. Иерархическая модель гештальта Е.Н.Соколова
2. Сознание и межполушарная асимметрия мозга.
3. Сознание и память.
4. информационный подход к проблеме сознания.
5. Измененные состояния сознания.
6. Осознаваемое и неосознаваемое обучение.
7. Когнитивные неосознаваемые установки.
Литература:
1. Газанига М. Расщепленный человеческий мозг //Восприятие. Механизмы и модели. - М., 1974. – Сс. 47-57.
2. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М., 1998. – 378 с.
3. Зальцман А.Г. Переработка неосознаваемой зрительной информации в правом и левом полушариях головного мозга //Сенсорные системы. – 1989. – Т.3, № 1. - Сс. 43-47.
4. Зеки С. Зрительный образ в сознании и мозге //В мире науки. – 1992. - № 11-12. – Сс. 33-41.
5. Иваницкий А.М. Сознание и рефлекс //Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова. – 1990. – Т.40, № 6. – Сс. 1058-1060.
6. Иваницкий А.М. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний //Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова. – 1997. – Т.47, № 2. – Сс. 209-213.
7. Костандов Э.А. Зависимость неосознаваемого восприятия от доминирующей мотивации и эмоции //Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 1994. – Сер.3. Биология, № 2. – Сс. 103.
8. Костандов э.а. психофизиология сознания и бессознательного. – СПб.: Питер, 2004. – 167 с.
9. Крик Ф., Кох К. Проблема сознания //В мире науки. – 1992. – Т. 11-12. – Сс. 113-120.
10. Свергун О.Ю., Генкина О.А. Зависимость динамики угашения временной связи от сознаваемости подкрепляющего стимула // Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова. – 1991. – Т.41, № 4. – Сс. 700-704.
11. Симонов П.В. Сознание и мозг // Журнал высшей нервной деятельности им. Павлова. – 1993. – Т.43, № 1. – Сс. 211-213.
12. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в современной нейробиологии // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.павлова. – 1996. - Т.46, вып. 2. – Сс. 229-240.