11. Эмоциональное состояние (реакция) – процесс субъективно окрашенного переживания удовлетворения когнитивных (познавательных) потребностей обучающихся в процессе обучения.
12. Открытость – потребность субъектов в организации образовательного процесса построенного на желании обучающихся к усвоению знаний, нестандартным решениям, творчеству.
13. Быстрота вхождения в учебную ситуацию – совокупность условий и обстоятельств, обуславливающих скорость включения обучающихся в учебный процесс.
14. Мотивация – внутреннее состояние обучающегося, непосредственно связанное с содержанием и процессом учения, возникающее на основе стойкого интереса к предмету.
15. Внимание – направленность и сосредоточенность деятельности обучающегося в процессе обучения на предмете или объекте изучения.
Преподавателю (эксперту) необходимо определить уровень ПА обучающихся, измерив его по 12-балльной шкале. Кружком (или другим знаком) отмечается уровень проявления каждого показателя. Суммируя полученные результаты, можно определить на каком уровне ПА находится анализируемый субъект.
Показатели уровня познавательной активности учащихся
Внешние показатели | |
Активность | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Диалог с педагогом | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Диалог с обучающимся | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Выполнение домашнего задания | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Чтение дополнительной литературы | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Внеклассная работа | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Работоспособность | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Самостоятельность в выполнении заданий | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Успеваемость | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Ожидание конца урока | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Внутренние показатели | |
Эмоциональное состояние (реакция) | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Открытость | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Быстрота вхождения в учебную ситуацию | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Мотивация | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Внимание | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 |
Каждый критерий уровня познавательной активности оценивается в интервале (табл. 1):
• низкий (Н) от 0 до 3 (0х15; 3х15) // от 0 до 45;
• частично-активный (ЧА) от 46 до 59 – промежуточный интервал;
• относительно-активный (ОА) от 4 до 6 (4х15; 6х15) // от 60 до 90;
• рецепционно-активный (РА) от 91 до 104 – промежуточный интервал;
• исполнительно-активный (ИА) от 7 до 9 (7х15; 9х15) // от 105 до 135;
• рефлексивно-активный (РфА) от 136 до 149 – промежуточный интервал;
• творческий от 10 до 12 (10х15; 12х15) // от 150 до 180.
Промежуточные интервалы показывают переходные этапы формирования уровней развития ПА обучающихся.
Таблица 1. –Критерии уровня познавательной активности
Название критерия | Условные обозначения | Интервал оценки |
низкий | Н | 0–45 |
частично активный | ЧА | 46–59 |
относительно-активный | ОА | 60–90 |
рецепционно-активный | РА | 91–104 |
исполнительно-активный | ИА | 105–135 |
рефлексивно-активный | РфА | 136–149 |
творческий | Т | 150–180 |
Характеристика уровней ПА
Низкий уровень – обучающийся пассивен, с трудом включается в учебную работу, ожидает давления, замечания; не проявляет заинтересованность, не приступает к выполнению задания без подсказки, самостоятельно не может решить предложенную задачу.
Частично активный уровень – обучающийся работают по схеме, предложенной преподавателем, не проявляет инициативы при решении учебных задач.
Относительно-активный уровень – обучающийся характеризуется заинтересованностью только в определенной учебной ситуации, активность зависит от эмоциональной привлекательности; предпочитает объяснение нового материала повторению, легко подключается к новым видам работы.
Рецепционно-активный уровень – обучающийся обладает определенной суммой знаний и умеет применять их в стандартной ситуации, при обучении может использовать индуктивные и дедуктивные методы решения учебных задач.
Исполнительно-активный уровень – обучающийся систематически выполняет домашнее задание; с готовностью включается в те формы работы, которые предлагает педагог; работает преимущественно самостоятельно.
Рефлексивно-активный уровень – обучающийся самостоятельно организует учебную деятельность (постановка цели, планирование), определяет оптимальное соотношения цели и средств ее достижения; оценивает свои учебные достижения, соотносит сферу своих интересов и возможностей.
Творческий уровень – обучающийся готов включиться в нестандартную учебную ситуацию и поиск новых средств для ее решения.
Результаты исследований преподаватель (эксперт) заносит в сводную таблицу. Условным знаком (х) отмечается уровень ПА каждого обучающегося (табл. 2).
Такого рода замеры (исследования) можно делать в начале и в конце учебного года, только в начале или в конце изучения учебного курса. Они помогут преподавателю наблюдать за продвижением уровня познавательной активности обучающихся [2].
Таблица 2. – Результаты исследования ПАобучающихся
Список группы | Уровень познавательной активности обучающихся | ||||||
Н | ЧА | ОА | РА | ИА | РфА | Т | |
0–45 | 46–59 | 60–90 | 91–104 | 105–135 | 136–149 | 150–180 | |
Ирина А. | х | ||||||
Саша Б. | х | ||||||
Оля Б. | х | ||||||
Катя В. | х | ||||||
Артём Д. | х | ||||||
Литература
1. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности г. Екатеринбурга / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. Вып. 3.
2. Медведева М.В. Активизация познавательной деятельности на уроках химии // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 6. – С. 24.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.