Внутренние показатели

11. Эмоциональное состояние (реакция) – процесс субъективно окрашенного переживания удовлетворения когнитивных (познавательных) потребностей обучающихся в процессе обучения.

12. Открытость – потребность субъектов в организации образовательного процесса построенного на желании обучающихся к усвоению знаний, нестандартным решениям, творчеству.

13. Быстрота вхождения в учебную ситуацию – совокупность условий и обстоятельств, обуславливающих скорость включения обучающихся в учебный процесс.

14. Мотивация – внутреннее состояние обучающегося, непосредственно связанное с содержанием и процессом учения, возникающее на основе стойкого интереса к предмету.

15. Внимание – направленность и сосредоточенность деятельности обучающегося в процессе обучения на предмете или объекте изучения.

Преподавателю (эксперту) необходимо определить уровень ПА обучающихся, измерив его по 12-балльной шкале. Кружком (или другим знаком) отмечается уровень проявления каждого показателя. Суммируя полученные результаты, можно определить на каком уровне ПА находится анализируемый субъект.

Показатели уровня познавательной активности учащихся

Внешние показатели
Активность 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Диалог с педагогом 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Диалог с обучающимся 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Выполнение домашнего задания 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Чтение дополнительной литературы 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Внеклассная работа 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Работоспособность 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Самостоятельность в выполнении заданий 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Успеваемость 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Ожидание конца урока 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Внутренние показатели
Эмоциональное состояние (реакция) 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Открытость 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Быстрота вхождения в учебную ситуацию 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Мотивация 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12
Внимание 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12

Каждый критерий уровня познавательной активности оценивается в интервале (табл. 1):

• низкий (Н) от 0 до 3 (0х15; 3х15) // от 0 до 45;

• частично-активный (ЧА) от 46 до 59 – промежуточный интервал;

• относительно-активный (ОА) от 4 до 6 (4х15; 6х15) // от 60 до 90;

• рецепционно-активный (РА) от 91 до 104 – промежуточный интервал;

• исполнительно-активный (ИА) от 7 до 9 (7х15; 9х15) // от 105 до 135;

• рефлексивно-активный (РфА) от 136 до 149 – промежуточный интервал;

• творческий от 10 до 12 (10х15; 12х15) // от 150 до 180.

Промежуточные интервалы показывают переходные этапы формирования уровней развития ПА обучающихся.

Таблица 1. –Критерии уровня познавательной активности

Название критерия Условные обозначения Интервал оценки
низкий Н 0–45
частично активный ЧА 46–59
относительно-активный ОА 60–90
рецепционно-активный РА 91–104
исполнительно-активный ИА 105–135
рефлексивно-активный РфА 136–149
творческий Т 150–180

Характеристика уровней ПА

Низкий уровень – обучающийся пассивен, с трудом включается в учебную работу, ожидает давления, замечания; не проявляет заинтересованность, не приступает к выполнению задания без подсказки, самостоятельно не может решить предложенную задачу.

Частично активный уровень – обучающийся работают по схеме, предложенной преподавателем, не проявляет инициативы при решении учебных задач.

Относительно-активный уровень – обучающийся характеризуется заинтересованностью только в определенной учебной ситуации, активность зависит от эмоциональной привлекательности; предпочитает объяснение нового материала повторению, легко подключается к новым видам работы.

Рецепционно-активный уровень – обучающийся обладает определенной суммой знаний и умеет применять их в стандартной ситуации, при обучении может использовать индуктивные и дедуктивные методы решения учебных задач.

Исполнительно-активный уровень – обучающийся систематически выполняет домашнее задание; с готовностью включается в те формы работы, которые предлагает педагог; работает преимущественно само­стоятельно.

Рефлексивно-активный уровень – обучающийся самостоятельно организует учебную деятельность (постановка цели, планирование), определяет оптимальное соотношения цели и средств ее достижения; оценивает свои учебные достижения, соотносит сферу своих интересов и возможностей.

Творческий уровень – обучающийся готов включиться в нестандартную учебную ситуацию и поиск новых средств для ее решения.

Результаты исследований преподаватель (эксперт) заносит в сводную таблицу. Условным знаком (х) отмечается уровень ПА каждого обучающегося (табл. 2).

Такого рода замеры (исследования) можно делать в начале и в конце учебного года, только в начале или в конце изучения учебного курса. Они помогут преподавателю наблюдать за продвижением уровня познавательной активности обучающихся [2].

Таблица 2. – Результаты исследования ПАобучающихся

Список группы Уровень познавательной активности обучающихся
Н ЧА ОА РА ИА РфА Т
0–45 46–59 60–90 91–104 105–135 136–149 150–180
Ирина А. х            
Саша Б.   х          
Оля Б.         х    
Катя В.             х
Артём Д.         х    
               

Литература

1. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности г. Екатеринбурга / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. Вып. 3.

2. Медведева М.В. Активизация познавательной деятельности на уроках химии // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 6. – С. 24.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: