Обозначим
. Из определения нижней цены игры следует, что
- наибольшее из тех чисел
, для которых есть хотя бы один допустимый набор
удовлетворяющий неравенствам

Будем считать, что все элементы платежной матрицы неотрицательны (для этого их достаточно увеличить на одно и то же положительное число, оптимальные стратегии при этом не изменятся). Поделим все неравенства системы на
и обозначим
. Тогда, с учетом соотношения
, получаем
. Таким образом, задача по определению смешанных стратегий первого игрока сводится к следующей задаче линейного программирования.
,
.
Если
есть решение задачи, то цена игры равна
, а оптимальная стратегия игрока определяется из соотношений
.
Несколько более удобно решать задачу по определению верхней цены игры и максиминной стратегии второго игрока. По определению нижней цены получаем, что
есть наименьшее значение из тех
, для которых выполняются неравенства

хотя бы для одного допустимого набора
. Обозначая
, получаем следующую задачу линейного программирования
,
.
Если
решение задачи, то
,
.
Задачи по определению максиминной стратегии перового игрока и минимаксной стратегии второго игрока являются двойственными по отношению друг к другу, поэтому, решив одну из задач, из соответствующей симплекс таблицы мы можем одновременно определить решение второй задачи.
Задача 6.4. Рассматривается антагонистическая игра двух лиц с нулевой суммой и платежной матрицей
(первый игрок - получатель платежа, - выбирает строку платежной матрицы, второй - плательщик, - выбирает столбец). Требуется: 1) определить верхнюю и нижнюю цену игры в чистых стратегиях; 2) найти цену игры и оптимальные смешанные стратегии игроков графическим способом; 3) свести нахождение смешанных стратегий второго игрока к задаче линейного программирования и найти цену игры.
Решение. Найдем сначала верхнюю и нижнюю цену игры в чистых стратегиях. Для нахождения верхней цены (привелигирован первый игрок) подчеркнем максимум в каждом из столбцов платежной матрицы, а затем выберем наименьшее значение из этих максимумов.

Следовательно,
, а минимаксной стратегией второго игрока является либо первая, либо третья. Для нахождения нижней цены игры подчеркнем наименьшее значение из чисел платежной матрицы в каждой строке и выберем наибольшее из этих минимумов.

Следовательно,
, а максиминной стратегией первого игрока является любая из двух, первая или вторая. Поскольку
, цены игры и решения в чистых стратегиях нет.
Найдем оптимальные смешанные стратегии игроков и цену игры графическим способом. Для этого нам надо построить графики четырех функций
,
,
,
,
на отрезке
, определить
,
а затем найти
.
(4) 16
11 (2)
9 (1) 9
7 7
2 (3) 2
0
1
Из рисунка видно, что точка максимина соответствует пересечению графиков второй и третьей функции, то есть
,
откуда
Û
,
.
Для определения смешанной стратегии второго игрока следует решить уравнение
,
откуда
,
.
Таким образом, оптимальные стратегии игроков определены однозначно - это стратегия
для первого игрока, и стратегия
для второго. Цена игры в смешанных стратегиях равна
.
Сведем теперь задачу нахождения оптимальной стратегии второго игрока задаче линейного программирования. Получаем:
,
,
.
Приведем задачу к стандартной форме



Запишем условия задачи в виде симплекс-таблицы.
| Б | | | | | | | ||
| | |||||||
| | | ||||||
| -1 | -1 | -1 | -1 |
Ö
| Б | | | | | | | ||
| | | | | | | ||
| | | | | | | ||
| | | | | |
Ö
| Б | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | ||
| | | | | |
Найдено следующее решение задачи линейного программирования:
,
,
,
.
Переходя к вероятностям, получим
,
,
.
Одновременно мы нашли решение двойственной задачи: оптимальные значения двойственных переменных
,
содержатся в
-строке в столбцах, отвечающих вспомогательным переменным
и
соответственно. Таким образом,
,
,
. Окончательно,
,
. Ответы совпали с ответами, полученными графическим способом.