Неоклассическая теория фирмы, ее предпосылки, основные выводы и ограничения применимости (по вопросам 22 – 25, 27 – 29 Hart (1989))

Традиционная неоклассическая теория фирмы не проводит различий между управляющими компанией, ее кредиторами и владельцами. Фирма рассматривается как гомогенная форма организации, главной целью которой является повышение ее совокупной стоимости путем максимизации ожидаемых дисконтированных денежных поступлений. Предполагается, что проблемы внешнего финансирования и корпоративного контроля не оказывают на этот процесс никакого влияния. Внешнее финансирование корпораций как со стороны банков, так и за счет выпуска акций или облигаций рассматривается лишь в качестве одного из элементов затрат в производственном процессе, не воздействующего на целеполагающую функцию компании.

Неоклассическая теория фирмы построена на предположении, что цель фирмы заключается в максимизации прибыли путем выбора видов затрат при заданной производственной функции, заданных ценах выпуска p и ценах затрат факторов производства w

Исторически первой (сложившейся) теорией фирмы как организационного качества является неоклассическая, в рамках которой фирма фактически рассматривается как способ рационального распределения и соединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы.

Основными постулатами такого подхода к фирме являются: 1) ограниченность ресурсов, 2) рациональное поведение экономических субъектов, 3) бесплатность рыночных трансакций для производителя.

Фактически упомянутые постулаты, взятые вместе, предопределяют рассмотрение фирмы на базе технологического подхода, когда она становится некой материализованной формой существования производственной функции

Фирма выступает в виде “черного ящика” с затратами на входе и выпуском продукции на выходе. Все внимание сосредоточено здесь не на том, что происходит внутри этого “черного ящика”, а на том, что происходит на его границе с внешней средой. В рамках такого подхода и основные организационные вопросы (основные вопросы теории организации) также решаются технологически.

Предпосылки:

Фирма – единый экономический агент, осуществляющий производство и продажу двумерных (цена + количество) товаров и (или) услуг. Фирма рассматривается как некая целостность, ничего не говорится о внутрифирменных отношениях, работают по принципу «один за всех и все за одного», преследуя общую цель – максимизацию прибыли фирмы как экономического агента. Фирма – черный ящик, которая использует некоторые факторы производства для выпуска некоей продукции, но непонятно, как именно. Никакие трансакционные издержки не учитываются.

Выводы:

Фирма осуществляет производство, комбинируя фактора производства (труд, земля, капитал).Фирма выбирает объем производства и максимизирует прибыль, опираясь на экзогенно заданные параметры, такие как производственная функция, цены и структура рынка на рынках факторов производства и готовой продукции. Фирма корректирует объем производства до тех пор, пока предельные выгоды не сравняются с предельными издержками. Martin Slater: “фирма по существу являет собой кривую спроса и кривую предложения, а вся теория сводится к логике оптимального выбора цены и комбинации затрат’.

Ограничения:

Как всегда, ищем в предпосылках. Во-первых, у различных людей внутри фирмы могут быть разные цели (а именно, максимизация собственной функции полезности) и поэтому бывают ситуации, когда действия компании не являются прибылемаксимизирующими. Теория не объясняет, почему мы наблюдаем разнообразие форм организации бизнеса. Фирма по сути ничем не отличается от рынка: ее деятельность точно также регулируется механизмом цен. Теория не объясняет почему вообще существует фирма, что определяет ее специализацию и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: