Мета та завдання дизайну. Методи та специфіка роботи дизайнера. Продукти творчості, їх споживчі якості

Предмет та завдання дизайну. Основні поняття та категорії. Термінологія дизайну.

Смотри вопрос №2

Мета та завдання дизайну. Методи та специфіка роботи дизайнера. Продукти творчості, їх споживчі якості.

Основные цели и задания дизайна.

Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайн (англ.desіgn) - замысел, намерение, план, цель, намерение, творческий замысел, проект. чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция, искусство композиции, произведение искусства.

Дизайн - специфический ряд проектной деятельности, что объединил художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

Как удостоверяет мировой опыт, дизайн этот мощный источник обеспечения качеств товаров и услуг, эффективное средство существенного повышения конкурентоспособности промышленной продукции, всей среды жизнедеятельности. Его применение, при относительно незначительных финансовых вложениях, способное повлечь весомый позитивный эффект на экономику государства, на развитие материальной культуры общества.

Система дизайна и эргономики, что существовала в Украине к независимости, была неотъемлемой составляющей дизайн - эргономичного обеспечения потребностей промышленности и социально-культурной сферы прежнего СССР. В начале 90-х годов она прекратила свое существование, объемы дизайнерских и эргономичных разработок в связи со спадом производства резко сократились.

ДИЗАЙН в моде, о нем написано много и напишут еще больше. Вполне понятно, на глазах одного поколения возникла и утвердилась новая профессиональная деятельность, которую нужно как-то осмыслить. Сначала писали о сроках, о том, что английское "desіgn" - производное от итальянского "dіsegno", а значит не только чертежи или рисунок, но и сложные вещи - вряд ли не всю область работы художника, за исключением станкового искусства. Потом писали о предметах, сделанных при участии ДИЗАЙНЕРОВ, о том, которые это красивые и удобные вещи. Потом о самих ДИЗАЙНЕРАХ - что они делают, как выходит ДИЗАЙНЕРСКОЕ решение и чем оно отличается от обычного инженерного. Писали уже о многом, но по отдельности - оказалось, что все эти отдельные фрагменты знаний совсем не просто соединить в единственное целое, для этого нужные особенные средства.

ДИЗАЙН - явление импортное, потому естественным является убеждение, что уж о западном Дизайне известно все, и нужно только хорошо узнать, что о нем написано. Но это оказалось намного сложнее, чем допускали авторы первых статей о западном Дизайне. Хотя западная литература по Дизайну насчитывает более полвека развития, о единственной точке зрения в ней не может быть и речи. Дело в том, что достаточно часто "ДИЗАЙН" значит собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или система вещей), а иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях "ДИЗАЙН" трактуется предельно расширено и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства.

При множестве отдельных постановлений Дизайна, выработанных в западной литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по ДИЗАЙНЕРСКОМУ образованию в Брюгге:

"ДИЗАЙН "- это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единственное целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя"

Этим определением утверждается наличие особенной творческой деятельности, что отличается от традиционных и более-менее изученных: искусства, инженерии, науки. Вопрос о цели деятельности лишенный содержанию. Цели, причем разные, могут ставить люди, которые осуществляют эту деятельность, потому в формулировке семинара отмеченный фактически продукт Дизайна - формальные качества промышленных изделий в достаточно расширительной трактовке "формального". Описываемую таким способом (это совсем не выходит, что описание верно) деятельность осуществляет ДИЗАЙНЕР или конструктор художника. Интересно, что это определение принято не просто Практиками дизайнеров, а методистами, педагогами, которые должны знать о Дизайне больше других, но сопоставить это определение с действительной практикой Дизайна не так-те просто. Несложно убедиться, что считать продуктом Дизайна только вещи, промышленные изделия нет достаточных основ. Разнообразность продуктов, приписываемых Дизайну, колеблется в зависимости от конкретного источника информации. Большинство ДИЗАЙНЕРОВ относят к Дизайну не только промышленные и общественные интерьеры (которые никак не отнесешь к промышленным изделиям), но и выставочную экспозицию, промышленную графику и даже новые системы организации производства, обслуживания, рекламы. Более того, целый ряд ДИЗАЙНЕРОВ и ДИЗАЙНЕРСКИХ организаций вообще не выполняет проектов промышленных изделий, но это не может быть принято как основание отказать им в праве представлять в системе деления труда новую профессию.

Попытка выделить какой-то суммарный продукт Дизайна наталкивается на значительных трудностей.

Специальные национальные и международные выставки Дизайна - это уже отобранные согласно не всегда ясно выраженной установке разные вещи.

Еще больший отбор опережает публикацию образцов Дизайна специальными журналами. Достаточно сопоставить журналы "Іndustrіal Desіgn", "Domus", "Ulm", чтобы убедиться в том, что три основных источника текущей информации о деятельности конструкторов показывают три "Дизайна". Каждый из них конструирует свой "ДИЗАЙН" из множества продуктов работы художника в области промышленного производства и услуг в соответствии с программной установкой. "Ulm" и "Domus" По крайней мере свою принципиальную установку на "Дизайны" формулируют явно и открыто; все другие журналы либо ее не имеют, либо не считают нужным сообщать.

На основании печатных публикаций и выставочной экспозиции мы не имеем возможности увидеть действительное значение Дизайна в экономической жизни современного Запада. Специальные журналы, естественно, эту роль преувеличивают, а экспонаты выставок существенно превосходят по техническим и эстетичным качествах средний уровень промышленной продукции.

В соответствии с принципами историзма, для того чтобы понять какое-то явление в настоящем, необходимо проследить его историю. Это так, но дело в том, что временами история пишется и в зависимости от того, как понимается явление в настоящем. Но все-таки искушение настолько большая, что историю обычно пишут раньше, чем находят для нее логические основания, при этом историческое исследование строится на негласном допущении, что связь между фактами устанавливается как бы сама, естественным путем. Эта судьба не проходила и западного Дизайна. В нашу задачу не входит историческое описание становления Дизайна и его отношения к "историям Дизайна", которые уже были написаны. ДИЗАЙН во многом остается явлением легендарным, и легенды представляют для нас существенный интерес. Всякая попытка определить время возникновения Дизайна является спрятанным определением. Уже именно утверждение, что ДИЗАЙН начинается с работ Морриса, либо из деятельности немецкого Веркбунда, либо из работы американских художников в период большого кризиса в 1929 году, имеет в виду совсем определенное представление о том специфический "Дизайне", история которого строится на "фактическом материале". Хотя частных историй-определений Дизайна можно сопоставить не меньше десятка, мы остановимся лишь на трех наиболее популярных описаниях рождения Дизайна, тем более, что другие являются промежуточными этим основного.

В первом случае (при расширительной трактовке Дизайна) утверждается, что ДИЗАЙН - явление, что имеет длительную историю, измеряемую тысячелетиями, а "современный ДИЗАЙН" - это не более чем количественный прыжок. Он выражается в резком увеличении количества вещей, в создании которых принимает участие художник, и соответственно в самоопределении Дизайна как самостоятельной деятельности за счет его выделения из искусства и инженерии. Сущность деятельности ДИЗАЙНЕРА при этом существенно не меняется.

За последние два десятилетия практика Дизайна чрезвычайно осложнилась, и провести границу между ДИЗАЙНОМ и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее. Проектирование принципиальное новых промышленных изделий; косметические изменения во внешнем виде промышленной продукции без серьезного изменения ее технических характеристик; создание фирменного стиля, что охватывает все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций - все это сегодня называется ДИЗАЙНОМ и выполняется профессиональными ДИЗАЙНЕРАМИ. Проект организации учебы по телевидению, проект комплексного процесса переработки мясных продуктов, программа урбанизации для стран, которые развиваются, Африки, наконец, художественная обработка кандидатов на выборах - все это в наши дни на Западе называется ДИЗАЙНОМ или нон-дизайном и выполняется профессиональными ДИЗАЙНЕРАМИ. Фактически, сейчас невозможно найти область социальной практики розвитих капиталистических стран, в которой не принимали бы достаточно деятельное участие профессиональные проектировщики художников, ДИЗАЙНЕРЫ.

Объекты и виды дизайна. Метод и современные принципы.

В современном мире существуют очень много видов дизайна.

Назовем основные области, которые в свою очередь можно разбить на много-много видов.

Области Дизайна:

Промышленный - дизайн промышленных товаров, конвейерно-поточный массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных объектов. Основная область дизайна, где больше всего полно применяются профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера нужно все его мастерство и даже больше. Это:

1. Услуги технологических дизайнеров, которые проектируют эстетично сделанные структуры тканей, рельефы плиток, фактуры покрить, текстура пластиков.

2. Услуги дизайна, что декорирует, когда проектируются художественные ткани, портьеры, скатерти, ковры для промышленного изготовления.

3. Услуги инженерного дизайна, что осуществляет всестороннее усовершенствование инструментов, приборов, станков, машин.

4. Услуги классического дизайна (или художественного конструирования) объектов общественного быта и бытового труда.

5. Услуги нон - дизайна, что организует процессы производства, обслуживания, сбыта, учебы.

Промышленный дизайн - это практика анализа, создания и разработки продукции для массового производства. Цель промышленного дизайна - создать формы, успех которых гарантирован до того, как были сделанные большие капиталовложения, чтобы такая продукция производилась по цене, что позволяет ее хорошо продавать и получать умные прибыли.

Стайлинг "дизайн" - художественная адаптация уже готовой формы (экстерьер интерьера) или улучшения технической части объекта. В России развивается достаточно изобретательно:) Средовой дизайн - дизайн архитектурной среды (экстерьер интерьера), услуги дизайнеров, которые проектируют художественные праздники, выставки и тд.

Графический дизайн - проектирование знаков символов, логотипов, услуги дизайнеров, которые проектируют полиграфическую продукцию и тд. Услуги стайлинг и арт-дизайна, которые уделяют основное внимание выразительности полезных предметов. Сплав формы и содержания, реализации и уникального выражения данных.

Публиш-арт - так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе.

Нон-дизайн - организует процессы производства, обслуживания, сбыта, учебы.

Web-дизайн - проектирование интерактивных web проектов.

Сайнс-дизайн - научный дизайн.

Фито-дизайн - дизайн с применением, в основном, естественных элементов, цветов и растений.

Рекламный дизайн - более скорое коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве. Футуро-дизайн - исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.

Кустарный дизайн - более скорое ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании.

Китч - примитивный, тупой (кухонный) "дизайн", в данное время определения носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860-1870-ые годы в Германии (Мюнхене) и значило переработку старой мебели, возобновление с оттенком обмана: продавать старое как новое. Другая вероятная составного значения - английское слово sketch ("набросок").

Один из словарей обстоятельно объясняет этот источник: "Когда англо-американские покупатели не хотели дорого платить за картину, они требовали набросок sketch" [1]. Некоторые значения, которые существуют еще на этапе формирования срока и отбитые в немецких этимологических словарях [1, 2], остаются в нем доныне: коммерческое побутування (использование при описании китча слов "продажа", "распродажа", "сбыт"); негативная оценка (частое упоминание слов мусора, грязь, а также звукоподражание, в котором "шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие" [2]); подделка под что-либо ценное и новомодное.

Арт-дизайн - дизайн искусственный, концептуальный, элитный.

Психо-дизайн- это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Интерьер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или увеличивать внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продаже. Создать индивидуальную модель дизайна "под человека" можно только на основе объективной, научно обґрунтованої информации и методики, что соединяет принципы дизайна и психологии.

Дизайн среды - дизайн архитектурной среды. Услуги дизайнеров, которые проектируют художественные праздники, ходы, обряды, выставки. Услуги программного дизайна, что организует масштабные объекты с учетом практических и художественных задач.

Ландшафтный дизайн-дизайн окружающей среды, зеленых насаждений, компоновка созданного человеком с естественном

Выделим основные понятия в дизайне:

1. Практика и теория дизайна

2. Предмет дизайна

3. Объекты дизайна

4. Основной метод дизайна

5. Основные категории дизайна

Практика и теория дизайна

Практика дизайна - художественное конструирование. Теория дизайна - техническая эстетика.

Предмет дизайна

Предметом дизайнерской деятельности (тем, на что она направлена) является создание гармонической, содержательной и выразительной формы объекта, в котором отбивает целостное значение его потребительской ценности.

Объекты дизайна

Объектом дизайна может стать практически новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, системы) в любой сфере жизнедеятельности людей, где культурно обусловленное человеческое общение.

Основной метод дизайна

Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетичных запросов и преимуществ определенных групп потребителей, с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функции объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), конструкционных и оздоблювальних материалов и технологии изготовления изделий, обусловленной возможностями конкретного предприятия.

Основные категории дизайна

Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.

Функция - работа, что должна выполнять изделие, а также значностной, знаковая и ценностная роли вещи.

Морфология - здание, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, что воплощают замысел дизайнера.

Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта проектирования дизайна в результате художественного осмысления технологии.

Эстетичная ценность - особенное значение объекта, что оказывается человеком в ситуации эстетичного восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетичному идеалу субъекта.

Как определить продукт дизайна, если не прибегать к попыткам вывести его по аналогии с наукой, искусством или инженерией? Сложность заключается в том, что в роли продуктов дизайна выступают предельно разные объекты: машины, станки, разные технические устройства, товары широкого потребления, упакування, промышленные интерьеры и выставочные экспозиции, наконец, особенные виды услуг, включая стайлинг кандидата на выборы. Эта сложность ставила и ставит в тупик западных исследователей дизайна, которые доныне не смогли выйти из непосредственного предметного плана рассмотрения эмпирии дизайнерской практики.

Следовательно, с одной стороны, в роли продукта дизайна выступает и анализируется вся вещь, но ведь вся вещь является продуктом суммарной производственной деятельности и как такая оценивается и реализуется на рынке. Выходит, продуктом дизайна возлагаются определенные свойства вещи, которые привносятся дизайнером в ее создание, - определение этих свойств через вещь оказывается нерешаемой проблемой: слишком разные вещи, которые несут свойства, привнесенные дизайном, какие бы они ни были.

Тогда оказывается, что очень легко найти ту единственную плоскость, на которой оказываются в ровной ситуации все самые разнообразные вещи; эта плоскость даже не должна искусственно строиться, она реально существует. Все перечисленные выше объекты деятельности дизайнера (и все неперечисленные тоже) соединяет в полной мере только одно: все они потребляются в современной западной цивилизации, все они являются предметами потребления. Но ведь потребление - нет чего-то однородного, оно владеет сложной внутренней структурой, что зависит от конкретных социально-исторических условий, от характеристик людей, которые выступают относительно всей суммы вещей как их потребители. Выходит, проблема функции дизайна как сферы профессиональной деятельности развязная только и только через человека (в его конкретности, не абстрактного человека вообще), другая возможность не дана.

Основные этапы дизайнерского проектирования.

С точки зрения психологии в мышлении можно выделить анализ и синтез, абстракцию и обобщение.

Анализ через синтез - Ѐ основной нерв процесса мышления... объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вичленяеться все новое содержание: он как бы возвращается каждый раз другой своей стороной, в нем оказываются все новые свойстваЀ.

В учебном проектировании студент делает эти умственные операции. Он анализирует условия задачи на основе избранной им творческой установки, анализирует первобытную идею попытки, что приводит к разложению общей цели на спектр иерархически взаимозависимых подцелей, анализирует общий замысел архитектурного объекта и получает при этом представление о возможных путях его развертывания в проектной модели, анализирует промежуточные результаты проектирования для выявления их соответствия всем заданным ограничением задачи.

Студент использует разные абстрактные представления: композиционные схемы, априорные принципы пространственного построения, что при последующем проробленни темы наполняются конкретным содержанием и превращаются в органические части проектируемого объекта.

Студент обобщает используемые им приемы работы, распространяя их на разные другие объекты, он обобщает и формальные (абстрактные) средству пространственного построения объектов, применяя те же архитектурные и композиционные схемы и средства архитектурного языка для решения всевозможных задач. Обобщенное представление о каких-либо объекты он получает через анализ системы, в которую они с самого начала входят, как органические элементы, или через функциональное, значностное объединение сначала разъединенных объектов в рамках некоторой целостной системы.

Студент осуществляет синтез. Он соединяет разные аспекты задачи в общем замысле, синтезирует многообразные приемы и методы проектирования в своей работе. Он соединяет много подсистем объекта в целостном архитектурном произведении.

Эти наиболее общие звенья умственного процесса находятся в диалектическом единстве, сопровождают друг другу и взаимодействуют на всех стадиях проектирования от замысла к разработке проектной модели. При этом соотношение аналитических и синтетических процедур на разных стадиях по-разному.

Содержание проектной деятельности может раскрыться в триаде: анализ - синтез - оценка. Стадии расчленения задачи на части или декомпозиция, соединение частей по-новому, изучения результата повторяются многократно в соответствии с этапами разработки модели. Каждый цикл отличается от предыдущей большей детализацией и меньшей обобщенностью.

Творческие задачи относятся к классу "плохо определенных задач", которые содержат много "открытых" (что поддаются изменениям) ограничений и целей, заданных лишь функционально, при отсутствии критериев для оценки морфологических элементов решения.

Первобытный анализ творческой задачи позволяет раскрыть главное содержание будущего объекта, произвести представление цели проектирования, выделить из условий задачи "твердые" ограничения (требования, которым стоит удовлетворить в первую очередь) и обнаружить необходимые функциональные связи. Этот анализ раскрывает состав и структуру процесса, что повинный быть организованный в объекте. На основании результатов анализа и концептуальной схемы объекта производится синтез обнаруженных компонентов и производится идея, что органически соединяет их в единственное целое - пространственную структуру, взаимозависимую с окружающей средой. Синтез раскрывает то общее, что связывает компоненты системы.

Последующая деятельность складывается в привлечении общих и частных критериев: технологических, градостроительных, технических, экономических - для оценки соответствия предлагаемой структуры важнейшим из них. Оценки, полученные в результате сравнения вариантов, дают возможность судить об относительной эффективности решения и наметить следующие шаги'.

Кумулятивная стратегия Пейджа (США) рекомендует увеличить расходы усилий на анализ и оценку и уменьшить расходы на синтез решений, "которые могут оказаться непригодными, то есть исключить необходимость разрабатывать плохие проекты, чтобы научиться создавать красивые".

Однако чем больше вводится критериев, тем более дифференцированным становится содержание оценки и тем труднее согласовать их между собой. В каждый момент выработки решения необходимо добиваться красивых соединений ведущих показателей. Оценка играет роль "фильтра", что отсевает недопустимые решения или плохие варианты. Синтез позволяет найти возможные области решения, перебороть раскрытые анализом противоречия, конкретизировать взаимосвязи помещений в структуре целого.

Поиск неизвестного в творческом процессе ескизування имеет направленный характер. Каждый новый эскиз, что обобщенно выражает результаты предыдущей аналитико-синтетической деятельности, является в то же время отправной точкой для последующего хода мысли, направленной на превращение формы, объемно-пространственной композиции, конструктивной основы объекта за законами необходимости, целесообразности и художественной выразительности. Производительно "умственное проигрывание" процессов жизни объекта на проектной модели, что рассматривается при этом как функциональный организм.

Применяя анализ, синтез и оценку в творческой работе, студент тренирует свой ум, развивает интуицию, добывает способность критического суждения. Привлекаются одновременно и во взаимодействии друг с другом рассуждение от частичного к общему (индукция) и от общего к частице (дедукция). Поиск концептуальной схемы объекта и образной ее интерпретации состоит из циклов, которые повторяются до тех пор, пока не найдется одно доминирующее решение. Применением анализа и синтеза, индукции и дедукции в процессе построения модели объекта достигаются функциональная ясность, структура и композиционная целостность.

На всех этапах проектирования педагог помогает студентам позволить возникающие у них вопросы, поощряет наиболее содержательные творческие предложения учеников, дает советы, приводит полезные для данного случая аналоги, обнаруживает перспективные направления развития идеи. На стадии поиска принципиального замысла педагог особенно внимательный и осторожный, чтобы способствовать выработке студентом самостоятельного оригинального решения и не нарушить движения творческой мысли. Однако условия учебной творческой деятельности имеют свои особенности и если попытки решения самостоятельно студентом проектной задачи слишком затягиваются, педагог прибегает к подсказке. Важно учитывать, что поиск решения студентом к подсказке способствует возникновению особенного состояния "поисковой доминанты", что определяет следующее ориентирование в ситуации подсказки и ведет к решению творческой проблемы.

Архитектурная школа должна подготовить архитектора способным самостоятельно решать проблемы и создавать новые творческие замыслы. Этому способствует перенесение акцента из информацийно-запамъятовуючего учебы на выработку способностей к получению новых знаний, овладению методами творческой проектной деятельности. Активизация самостоятельных производительных действий студента на старших курсах, в соединении со способностью критически оценивать ход решения проектной задачи, формирует в мышление, что учится оригинальность,, что выступает в необыкновенности способов решения проблемы. Так укрепляется способность к творчеству - индивидуальному подходу к каждой проблеме, взгляду на любую ситуацию в проектировании как на еще незнакомую, с новой точки зрения, что требует пребывание нестереотипных путей и средств решения. Это нешаблонное мышление выражается в готовности столкнуться с новыми проблемами и использовать личные способности не ограничивая уже испытанными способами достижения целей, разработанными стандартными подходами и методическими схемами.

4. Основные требования дизайна к предметному возобновлению среды.

Чтобы анализировать тот или другой предмет с точки зрения дизайна, нужно выделить общие вопросы формообразования, на основании сказанного в этой главе.

Следовательно, по мнению современного теоретика дизайна, О.И.Нестеренко, вещам предметной среды свойственная та же закономерность и целесообразность, что и формам живой природы.

"В выразительных проявлениях формы принимают участие:

а) ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);

б) ее пространственные связи (масштаб, стойкость, подвижность, динамическая направленность, длина, цветовое развитие);

в) средства и способы изображения, взаимодействующие с поверхностью (линейность, плоскость, объем, фактура, цветовое покрытие и т.д.)."

Нестеренко так же выделяет основные принципы построения предметной формы:

"а) конструктивные качества, которые выплывают из функции предмета;

б) пропорциональное взаимодействие частей, связанных с конструктивной основой;

в) деление массы в зависимости от назначения частей и свойств материала.

Анализ той или другой стилевой формы требует диалектического подхода, то есть исследование ее в живом процессе развития, от момента возникновения к упадку или перерождению. Развитие мебельных форм определяется потребностями и вкусами людей той или другой эпохи, потому, чтобы даты полный анализ формообразования мебели для сидения, необходимо обратиться к предложенному материалу курса "История и теория дизайна" и на основании закономерностей формообразования, выведенных в данной главе, сделать анализ по приведенной выше схеме.

Известно, что взаимодействие в предметном окружении человека не ограничивается формулой людин - предмет. Кроме этого существуют также взаимодействия: предмет - людин и предмет - предмет. Человек обнаруживает свое отношение к предмету, но и предмет, в свою очередь, тоже влияет на человека с помощью своих характеристик: размера, формы, цвета, материала и даже цены. Что касается формы и преимущество отдается идеальности и простоте. В цветовом отношении наилучше воспринимаются семейные цвета спектра или контрастные (теплое - холодное). Возможная фактура материала, но это на любителя.

Соразмерность вынуждает предметы подчиняться друг другу. Доминируют всегда вещи больших размеров, следовательно - большей массы, следовательно - более весомые. Чем больше пространству контролирует предмет, тем он значительнее в силу своих размеров. Измерению происходят по вертикали, по горизонтали и во всех направлениях: Ейфелев башня доминирует своей высотой, Большая китайская стена - своей длиной, а скажем звезда Бетельгейзе - своим объемом.

Подобие и расхождение определяют уместность места расположения предметов в среде себе подобных (за формой, направлению, динамике, эргономике). Соседство вещей бывает как: позитивным, когда наблюдается родство в виде органической форм или цветовых гам; диссонансным - когда присутствующие контрасты; негативное или неприемлемым - когда имеет место несоответствие форм и нетектоничнисть предметов. Органически воспринимаются предметы, соединяемые замыслом при присутствии доминантного лидерства одного из них, и разумно отмеченных композиционных центров, которые составляют структуру или основу композиции. Диссонируют разнохарактерные предметы, когда прослеживается доминантность обоюдная или не монопольная. Это когда в среде "лидеров" происходит хаос или симметрия, что отрицает эстетику композиции.

Композиция - конечное множество взаимозависимых элементов.

Элемент - ограниченная одним или несколькими контурами часть композиции, что владеет определенными признаками.

Признаки - характеристики элементов, ограниченных параметрами (визуальная масса, степень динамической - что характеризуется витянутистю массы по осям).

Составляющие части эстетичной оценки предмета, где человек действует на среду (среда предмета человека): техника, инженерия, эргономика, эстетика, социология, экономика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: