Дизайн та художня культура. Краса та художній образ. Зміст та форма в дизайні

Дизайн- это комплекс проектной и художественной деятельности(опираясь на проектно- художественные образы), по созданию материальных объектов и окружающей среды, которые предназначены максимально удовлетворять потребности человека и при этом учитывать социо- культурные святи.

В последнее время наблюдается тенденция исчезновения границы между искусством и дизайном. Кто- то покупается на яркость образа, не понимая, что дизайн нечто другое.

Образ в дизайне не индентичен образу в искусстве, хотя родовые свойства художественного образа сохраняются.

Образ- особый феномен и продукт нашей психики, одномоментное постижение явления через целостное представление. Образ имеет эмоциональную окраску и является выражением и результатом нашего отношения к явлению. Образ есть то, что возникает в сознании, но возникает по поводу чего-то объективно существующего или того, что появится.

Из вышеперечисленных определений можно сделать вывод, что образ рождается в результате восприятия человеком какого- либо предмета и передачи этим предметом информации(информация может иметь не только художественный характер).

Художественный образ часто встречается людям в жизни, он может находится в живописи, театре, искусстве. Создание художественного образа- особенный для искусства способ осмысления действительности. Он способствует лучшему запоминанию и хранению в эмоциональной памяти какой- либо информации. Благодаря этому, когда человеку нужна какая-то информация об объекте, она возникает мгновенно. Поэтому одним из свойств художественного образа является одномоментность. Сюда же можно отнести и эмоциональность, ведь образ возникает в один момент, из-за эмоции, которая была в сознании человека или появилась. Итак, образ всегда эмоционально окрашен.

Художественный образ может существовать только в определенной среде, культуре, соответствующей его условиям. То есть художественный образ глубоко укоренен в культуре, его рождение и восприятие возможны лишь внутри определенной эстетической системы.

Если художественный образ должен быть эмоционально окрашен, одномоментно воспроизводится в воспринимающем сознании, укоренен в культуре, то главным критерием существования проектного образа является понимание его потребителем и его готовность пользоваться воплотившей этот образ вещью(образ должен быть ориентирован на потребителя). В этом случае меняется система ценностей: человек уже может получать не только духовное удовлетворение, но и эстетическое и физическое.

Если художественный образ, может содержать в себе какую-то недосказанность, загадку, поскольку его достоинства определяются лишь талантом автора, то проектный должен быть целостен, осмыслен, завершен, гармоничен.

Образ в дизайне не должен противоречить функциональному смыслу и создаваться в ущерб рациональной форме, чтоб объект дизайна не превращался в фон, движение образа.

Образ в искусстве неиндентичен образу в дизайне, но они имеют общие родовые свойства.

Художественный образ представляет собой как бы иллюзорную реальность, не совпадающую с материальным субстратом искусства, то образ в дизайне задает компоновку и структуру, «пронизывает» объект насквозь, не допуская подобного рода «несовпадений». Художественный образ удваивает реальность, дизайн- продолжает и создает предметную действительность. Образ в искусстве воспринимается главным образом высшими чувствами, в дизайне- телесно- чувственно, главным критерием художественного является эмоциональность, проектного- соотносимость с культурой потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: