double arrow

Основные отрасли психологии

При обсуждении связи психологии с другими науками мы очертили — хотя и далеко не полностью — круг различ­ных психологических дисциплин, то есть отраслей психо­логии, затронув тем самым вопрос о структуре современ­ной психологии. Постараемся сделать это более система-тизированно, хотя это не всегда легко: отрасли психологии возникают и развиваются не по воле единого методолога, предписывающего науке логику развития, но прежде всего исходя из требований жизни, практики. В связи с этим лю­бая схема будет условной, и сложные процессы дифферен­циации и интеграции психологических дисциплин оста­нутся за ее пределами.

Поскольку в настоящее время нет единой общеприня­той классификации отраслей психологии (или так называ­емых «психологических наук»), сначала рассмотрим их в некотором соответствии и с теми учебными дисциплина­ми, которые предусмотрены в учебном процессе при под­готовке психолога.

Фундаментальная часть психологии представлена об­щей психологией— дисциплиной, пытающейся найти от­веты на принципиальные вопросы, встающие перед пси­хологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического позна­ния, сформулировать основные закономерности сущест­вования и развития психической реальности. Наиболее глобальные из интересующих ее вопросов (мы имели воз­можность отчасти их проследить при рассмотрении ста­новления предмета психологии): что такое психика? Ка­ковы ее структура и функции? По каким законам она раз­вивается в филогенезе и онтогенезе? Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить? Как соотносятся психика и мозг? Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное? биологи­ческое и социальное? Каковы критерии различения нор­мального и аномального развития психики?

Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные, относя­щиеся к конкретным психическим процессам, состояни­ям и свойствам. Поскольку основной интерес для психо­логии представляет человек, общая психология обсужда­ет в первую очередь вопросы, связанные с личностью, де­ятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экс­периментально. (Иногда как об отдельных дисциплинах в рамках общей психологии говорят о психологии лично­сти, психологии деятельности, Ъсихологии познаватель­ных процессов.)

Основные вопросы, поднимаемые общей психоло­гией, стоят в центре более частных отраслей психологиче­ской науки, являющихся относительно самостоятельны­ми областями знания (частично мы рассматривали их в предыдущем разделе). Так, проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются в сравнительной психологии и зоопсихологии(сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и че­ловека, зоопсихология — наука о психике животных; ино­гда их объединяют под приводившимся названием «эво­люционная биопсихология»); закономерности онтогене­тического развития психики в связи с возрастом — в пси­хологии развития; соотношение мозга и психики — в пси­хофизиологии и нейропсихологии;проблемы аномального развития психики — в специальной психологии;законо­мерности взаимодействия личности и социума, формиро­вания и развития групп—в социальной психологии;законо­мерности трудовой деятельности — в психологии труда;индивидуально-психологические особенности челове­ка—в дифференциальной психологии;закономерности обучения и воспитания, а также особенности педагогиче­ской деятельности — в педагогической психологии.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относи­тельно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, со­относимых с отдельными аспектами проблематики. Так, в психологии развития (возрастной психологии) выделяют­ся: детская психология (со своим подразделением по воз­растам), психология подростка, психология юности, пси­хология взрослости, психология пожилого возраста и ста­рости (геронтопсихология). Специальная психология

включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умст­венно отсталых; тифлопсихологию (психология слепых), сурдопсихологию (психология глухих).

Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, социальную психологию личности.

Чрезвычайно разветвленной является психология тру­да, дающая основу для развития областей психологиче­ского знания, соотносимых с конкретными видами чело­веческой деятельности. К ним относятся инженерная пси­хология, изучающая деятельность человека в системе «че­ловек — машина», авиационная психология, психология управления и др.

Такое «членение» психологии не означает отсутствия связи между названными областями. Напротив, целый ряд психологических дисциплин оказывается возможным толь­ко благодаря их взаимодействию, апеллируя к наработан­ным в них теоретическим схемам, экспериментальным данным, методам работы. Проследим это на примере пе­дагогической психологии — дисциплины, изучающей, как вы помните, психологические проблемы обучения и вос­питания. Общая психология «отдает» ей знания об общих закономерностях развития личности и познавательных процессов; дифференциальная психология — принципы и способы выявления индивидуальных особенностей — основы индивидуального подхода; возрастная психоло­гия — знания о закономерностях развития психики на раз­личных возрастных этапах и методах контроля хода разви­тия, без чего невозможен выбор содержания и методов обучения и воспитания; социальная психология — знания об особенностях общения (а обучение и воспитание — это специфически организованный процесс общения), зако­номерностях развития и взаимодействия групп (класса, школы, педагогического коллектива), взаимодействия личности и группы (ученик—класс, учитель — класс, учи­тель — педагогический коллектив); специальная психоло­гия дает основы для отбора учащихся в специальные учеб­ные заведения и построения там учебно-воспитательного процесса; психология труда учителя входит составной ча­стью в педагогическую психологию.

Как видите, в нашем разговоре оказалось невозмож­ным обсуждать только фундаментально-научные аспекты психологии: мы затрагивали и прикладные ее аспекты, что естественно. Этих последних, однако, мы специально кос­немся в соответствующем разделе.

Читайте также:

Гештальтпсихология

Профессиональная деятельность психолога

Проблема профессиональных деструкции в развитии психолога

Бихевиоризм

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


Сейчас читают про: