Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности

Все формы коммуникативного поведения руководителя основаны на определенных закономерностях и феноменах, возникающих в процессе коммуникации. Обозначены они понятием коммуникативных явлений. Основные из них: заражение, внушение, убеждение, подражание; каждое имеет свои специфические закономерности.

Заражение — процесс передачи от одного человека к другому эмоционального состояния (преимущественно на неосознаваемом уровне). Наиболее типичен этот эффект для больших аудиторий.

Внушение определяется как процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением критичности и сознательности восприятия им информации и ее реализации в действиях, с отсутствием ее активного понимания, анализа и связи с прошлым опытом. Содержание внушенной информации плохо поддается осмыслению и коррекции, приобретая вид «внушенных поведенческих установок». Эффективность внушения зависит от авторитета сугге-стора («внушающего»).

Убеждение строится на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию. Это воздействие интеллектуальное, тогда как внушение — эмоционально-волевое.

Подражание — активное воспроизведение чужого поведения. Существует несколько основных типов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и межгрупповое подражание. Это — один из основных механизмов конформистского поведения.

Психологические механизмы всех этих явлений связаны с существованием специфических коммуникативных психических процессов и качеств личности, которые ими обусловлены. Это — процессы эмпатии, аттракции, идентификации, рефлексии и др.

Прежде чем их характеризовать, необходимо определить понятия, описывающие собой общий коммуникативный контекст, в котором они развертываются.
1.  Коммуникативный цикл — это последовательность ряда основных коммуникативных действий. Структура его сходна в целом с общей структурой коммуникации, но включает в себя дополнительные компоненты:

  1. возникновение коммуникативной мотивированности — побуждения к началу коммуникативного акта и выбора его формы;
  2. «вызов» партнера;
  3. «отказ» от вызова;
  4. прием «вызова»;
  5. передача информации;
  6. окончание связи адресантом и специфические операции, означающие окончание контакта и инициацию ответного вы сказывания адресатом;
  7. возможные прерывания связи адресатом;
  8. получение обратносвязевой информации от адресата и ее интерпретация;
  9. коррекция первоначального сообщения и завершение коммуникативного цикла или его повтор (если первоначальные цели коммуникации не достигнуты).

2.  Коммуникативное состояние — это обобщающее понятие, характеризующее меру и полноту включенности личности в коммуникацию, ее возможности и активность в ней. Это и готовность приема влияний со стороны других индивидов, обеспечивающая настройку личности на коммуникацию — рецептивную установку.

  1. Коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
  2. Коммуникативные способности обеспечивают высокий уровень эффективности взаимодействий. Причина этого — личностные качества и особенности, а не приобретенные знания и умения. В состав этих способностей входят экстравертированность, открытость (когнитивная в том числе), эмоциональность, проницательность и др. Главная роль в обеспечении коммуникативной способности как интегративного качества
    принадлежит коммуникативным процессам, смыкающимся так тесно с коммуникативными способностями, что их можно рассматривать и как процессы, и как качества личности. Основными из них являются следующие.

Эмпатия (от греч. empathea — сопереживание) — проникновение в эмоциональные состояния человека, эмоциональное понимание. Иногда рациональное и эмпатическое понимание противоречат друг другу; возникающее при этом чувство неопределенности контакта с коммуникантом вызывает недоверие к нему. По мере увеличения прошлого опыта возрастает эффективность процессов эмпатии. Житейский эквивалент эмпатии — проницательность.

Идентификация — уподобление себя другому человеку. Тесно связаны с ней процессы проекции и децентрации. Человек, идентифицируя себя с кем-либо, переносит на него некоторые свои черты. Идентификация поэтому никогда не бывает полной и объективной.

Атрибуция была рассмотрена в главе 15.2 как процесс причинного объяснения поступков и высказываний других людей. Данный процесс лежит в основе интеллектуального объяснения поведения других, их рационализированной интерпретации.

Аттракция — процесс, обеспечивающий формирование эмоционального отношения к партнеру по коммуникации. В результате этих процессов складывается частично стереотипи-зированная система социальных установок. Обозначаются они понятием социально-коммуникативных аттитьюдов. Человек общается со своими представлениями о других людях.

Аффилиация — потребность человека быть включенным в какую-либо группу (в широком смысле) и одна из причин контактного коммуникативного поведения (в узком смысле).

Фасцинация (от англ. fascination — очарование) — сложный коммуникативный процесс, выступающий как определенная система специфических действий. Это — создание контекста, «обрамления» коммуникативной информации, помогающего ее лучшему восприятию (например, слухов).

Читайте также:

Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений

Нормативная структура коммуникативного процесса и его барьеры

Иерархические структуры

Адхократические (органические) структуры

Вернуться в оглавление: психология менеджмента


double arrow
Сейчас читают про: