Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности

Все формы коммуникативного поведения руководителя основаны на определенных закономерностях и феноменах, возникающих в процессе коммуникации. Обозначены они понятием коммуникативных явлений. Основные из них: заражение, внушение, убеждение, подражание; каждое имеет свои специфические закономерности.

Заражение — процесс передачи от одного человека к другому эмоционального состояния (преимущественно на неосознаваемом уровне). Наиболее типичен этот эффект для больших аудиторий.

Внушение определяется как процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением критичности и сознательности восприятия им информации и ее реализации в действиях, с отсутствием ее активного понимания, анализа и связи с прошлым опытом. Содержание внушенной информации плохо поддается осмыслению и коррекции, приобретая вид «внушенных поведенческих установок». Эффективность внушения зависит от авторитета сугге-стора («внушающего»).

Убеждение строится на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию. Это воздействие интеллектуальное, тогда как внушение — эмоционально-волевое.

Подражание — активное воспроизведение чужого поведения. Существует несколько основных типов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и межгрупповое подражание. Это — один из основных механизмов конформистского поведения.

Психологические механизмы всех этих явлений связаны с существованием специфических коммуникативных психических процессов и качеств личности, которые ими обусловлены. Это — процессы эмпатии, аттракции, идентификации, рефлексии и др.

Прежде чем их характеризовать, необходимо определить понятия, описывающие собой общий коммуникативный контекст, в котором они развертываются.
1.  Коммуникативный цикл — это последовательность ряда основных коммуникативных действий. Структура его сходна в целом с общей структурой коммуникации, но включает в себя дополнительные компоненты:

  1. возникновение коммуникативной мотивированности — побуждения к началу коммуникативного акта и выбора его формы;
  2. «вызов» партнера;
  3. «отказ» от вызова;
  4. прием «вызова»;
  5. передача информации;
  6. окончание связи адресантом и специфические операции, означающие окончание контакта и инициацию ответного вы сказывания адресатом;
  7. возможные прерывания связи адресатом;
  8. получение обратносвязевой информации от адресата и ее интерпретация;
  9. коррекция первоначального сообщения и завершение коммуникативного цикла или его повтор (если первоначальные цели коммуникации не достигнуты).

2.  Коммуникативное состояние — это обобщающее понятие, характеризующее меру и полноту включенности личности в коммуникацию, ее возможности и активность в ней. Это и готовность приема влияний со стороны других индивидов, обеспечивающая настройку личности на коммуникацию — рецептивную установку.

  1. Коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
  2. Коммуникативные способности обеспечивают высокий уровень эффективности взаимодействий. Причина этого — личностные качества и особенности, а не приобретенные знания и умения. В состав этих способностей входят экстравертированность, открытость (когнитивная в том числе), эмоциональность, проницательность и др. Главная роль в обеспечении коммуникативной способности как интегративного качества
    принадлежит коммуникативным процессам, смыкающимся так тесно с коммуникативными способностями, что их можно рассматривать и как процессы, и как качества личности. Основными из них являются следующие.

Эмпатия (от греч. empathea — сопереживание) — проникновение в эмоциональные состояния человека, эмоциональное понимание. Иногда рациональное и эмпатическое понимание противоречат друг другу; возникающее при этом чувство неопределенности контакта с коммуникантом вызывает недоверие к нему. По мере увеличения прошлого опыта возрастает эффективность процессов эмпатии. Житейский эквивалент эмпатии — проницательность.

Идентификация — уподобление себя другому человеку. Тесно связаны с ней процессы проекции и децентрации. Человек, идентифицируя себя с кем-либо, переносит на него некоторые свои черты. Идентификация поэтому никогда не бывает полной и объективной.

Атрибуция была рассмотрена в главе 15.2 как процесс причинного объяснения поступков и высказываний других людей. Данный процесс лежит в основе интеллектуального объяснения поведения других, их рационализированной интерпретации.

Аттракция — процесс, обеспечивающий формирование эмоционального отношения к партнеру по коммуникации. В результате этих процессов складывается частично стереотипи-зированная система социальных установок. Обозначаются они понятием социально-коммуникативных аттитьюдов. Человек общается со своими представлениями о других людях.

Аффилиация — потребность человека быть включенным в какую-либо группу (в широком смысле) и одна из причин контактного коммуникативного поведения (в узком смысле).

Фасцинация (от англ. fascination — очарование) — сложный коммуникативный процесс, выступающий как определенная система специфических действий. Это — создание контекста, «обрамления» коммуникативной информации, помогающего ее лучшему восприятию (например, слухов).





 

Читайте также:

Современное состояние теории управления

Структура процесса планирования

Сущность управленческой деятельности

Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Типы коммуникационных коммуникаций

Вернуться в оглавление: психология менеджмента

Просмотров: 4566

 
 

54.80.211.135 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.