Проблема истины

Все человеческое познание направлено к достижению истины. Только истинное знание служит человеку орудием преобразования действительности. Поэтому вопрос о том, что есть истина, - одно из коренных вопросов теории познания.

Познание есть отражение действительности, значит истинным знанием является, такое знание, которое верно отображает эту действительность. Поэтому истинной называется совпадение отражения с отображаемым предметом, образа с объектом. Истинность знания есть соответствие его с действительностью. В противоположность истине заблуждение представляет собой неверное, иллюзорное отражение мира. Итак, истиной называется адекватное отражение в сознании людей действительного мира.

Объективная истина есть адекватное отражение в сознании человека, его представлениях, понятиях действительного мира. Объективная истина есть такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от человека, ни от человечества. Это положение не следует понимать в том смысле, что истина существует в самой действительности. Истина – это не сама действительность, объективное содержание результатов познания. Объективная истина независима от человека и человечества в том смысле, что ее содержание не зависит от воли, желаний, чувств человека. Истина не только объективна, но и субъективна. Субъективная истина существует в человеке. Ее нет помимо человека и человечества.

Итак, содержание истины определяется внешним миром, но объективная истина создается в процессе познания, основу которого составляет практическая деятельность. В этом смысле нельзя говорить об истине как о чем-то независимом от человека, существующим вне его головы. Признание объективной истины лежит в основе всей науки и практики. Наука не могла бы развиваться и успешно применяться на практике, если бы ее положение и выводы не обладали объективной истинностью. К числу объективных истин относится закон сохранения и превращения энергии, закон единства изменчивости и наследственности организмов и т.д.

Следует заметить, что абсолютная и относительная истины представляют различные моменты объективной истины. Достижение объективной истины – основная задача научного познания. Однако объективная истина приобретается человеком не сразу во всем объеме, а постепенно. Окружающий мир безграничен и бесконечно как вширь, так и вглубь. Человечество же ограничено в своих возможностях познавать действительность на каждом этапе развития. Эта ограниченность преодолевается с развитием общества. Поэтому принципиально неверно считать, что, поскольку в мире всегда есть непознанное, поскольку мир непознаваем. Между познанным и непознанным нет непроходимой пропасти. Человеческое познание ограничено на каждой исторической ступени развития общества, но оно и безгранично по своим возможностям, которые реализуются в ходе развития практической деятельности.

Абсолютная истина – это полное, безусловное, исчерпывающее совпадение образа с объектом. Следовательно, абсолютная истина – это такое знание, которое в границах этого совпадения не может быть опровергнуто или изменено в будущем. Другими словами, объективная истина в полном и завершенном виде является истиной абсолютной. К абсолютным истинам относится такие положения науки, как «Сознание есть функция мозга, отражение действительности», «Земля вращается вокруг Солнца» и т.п. К абсолютным истинам относится установленные с полной достоверностью факты, даты событий, рождения и смерти и т.п.

Относительная истина – это знание, которое будучи верным в основном отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом. Относительная истина есть знание, хотя и верное, но неполное, частичное, приблизительное, ограниченное определенными историческими условиями места и времени. Относительность истины означает, что объективная истина отражает действительность неполно. Например, наше знание об атоме, его свойствах, как бы глубоко ни было, является относительной истиной, так как оно неполно отражает все свойства атома, которых у него бесконечное множество. Ограниченность наших знаний об атоме подтверждается самой наукой, которая постоянно открывает новые микрочастицы, обнаруживает новые особенности атома, элементарных частиц.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Абсолютная и относительная истины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком действительного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения.

Философское учение, преувеличивающее абсолютный момент истины и игнорирующее ее относительные моменты, называется догматизм. Сторонники данного учения утверждают, что наука состоит из готовых и вечных истин. В действительности вся история познания показывает, что человек оперирует знаниями, которые нельзя считать вечными, завершенными. Правда, вечные истины существуют, но это обычные тривиальные положения, констатирующие какие-то факты, вроде того, что такой-то человек умер тогда-то, такой-то город стоит там-то. Научное познание не может ограничиваться подобными истинами.

Существует и другой, противоположный подход, который признает изменчивость, относительность наших знаний и совершенно отрицает малейшее допущение абсолютной истины. Такое учение называется релятивизм. К тому же релятивисты спутывают, отождествляют относительность знаний с субъективностью. Они считают, что истина может быть только относительной, потому что она зависит исключительно от субъекта, от людей. Наука якобы является созданием человеческого разума, с его свободно изобретенными понятиями. Отождествляя относительность знания с субъективностью, релятивисты не только отрицают абсолютную истину, но и вместе с ней истину объективную. А это неизбежно ведет к скептицизму, агностицизму и софизму, то есть к полному субъективизму.

Релятивисты полагают, что все в мире скоротечно, то, что мы считали истиной вчера, сегодня признается заблуждением. Из этого делается вывод, что процесс познания – это вечная погоня за ускользающей истиной. Все наше знание относительно, условно и субъективно. Примером крайнего релятивизма может служить учение Кратила, считающего, что в мире все изменяется настолько быстро, что в нем нет абсолютно ничего устойчивого. Поэтому, говорил он, нельзя даже назвать тот или иной предмет, животное или человека, ибо, пока мы будем произносить слово, они уже изменятся и не будут тем, за что мы их принимаем. Чтобы избежать заблуждения, по Кратила, лучше молчать, при особой необходимости указывать пальцем: тут уж не ошибешься.

Процесс познания действительно процесс сложный и в процессе познания возникает заблуждения. Но это не доказывает, что все наше знание неверно. Релятивист подменяет верное положение «Знание содержит момент относительного» ошибочным «Знание всегда только относительно».

Признание относительности наших знаний включает в себя элементы релятивизма, но не сводится к нему. Признание относительности наших знаний не означает отрицание их объективной истинности, а означает их историческую условность, изменчивость, постепенное приближение наших знаний к объекту.

Нередко причиной относительности истины считают то, что она приблизительно верно отражает действительность, включает в себя элементы заблуждения.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Знание людей, конечно, содержит много неправильного, но заблуждение не входит в истину.

Заблуждение хотя и затрудняет постижение истины, но они неизбежны. Они есть необходимый момент процесса познания. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения» как алхимия, происходило формирование химии как науки. Заблуждение многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д.

Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильных, в политике, в житейских делах и т.д.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения со временем преодолеваются: либо сходят со сцены, либо превращаются в истинное знание.

Таким образом, истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Абсолютная и относительная истины – это две необходимых момента одной и той же объективной истины, и любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком действительного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику. Следует отметить диалектический характер соотношения абсолютной и относительной истины. Диалектика эта состоит в том, что человеческое познание движется от истины относительной, как менее полной, к абсолютной, как более полному знанию. Признание абсолютной истины в этом смысле связано с признанием познавательности действительности.

Поскольку постоянно реализующаяся возможность познания абсолютной истины объективна, то в каждой относительной истине содержится частица, зерно, росток истины абсолютной. История человеческого познания подтверждает этот вывод. На смену математике постоянных величин приходит, не отвергая ее, а включая в себя как частных случай, математика переменных величин. На смену физике медленных скоростей, разработанной Галилеем и Ньютоном, приходит релятивистская физика и физика квантов.

Итак, диалектика познания состоит в том, что абсолютное и относительное – два момента объективной истины, как мы уже отмечали не раз. Объективная истина относительна, но она вместе с тем содержит в себе момент абсолютной истины.

Важным положением учения об истине является признание ее конкретности. Еще Гегель подчеркивал, что абсолютной истине нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины означает то, что любое истинное знание всегда определяется своем содержании и применении данными условиями места, времени и другими специфическими обстоятельствами. Например, утверждение «Дождь полезен для сельского хозяйства» - будет верным, если оно учитывает конкретные условия, время года. Дождь действительно полезен после завершения сева зерновых, но он вреден в момент уборки урожая. Поэтому если не оговорить условий, к которым применяется наше положение, то мы можем допустить ошибку.

В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существование объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же «время объекта» или «время субъекта» меняется, то знание может потерять свою объективность.

Таким образом, истина всегда конкретна. Конкретность включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания.

Как проверить истинность знания? Некоторые философы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц) в качестве критерия истины предлагали ясность и отчетливость мыслимого. История развития науки показывает, что положения, ранее казавшимися очевидными и ясными, со временем оказываются неверными или ложными. Так, например, Земля круглая. Человечество долгое время не сомневалось в данной «истине». Ясность и очевидность – субъективные состояния сознания. Они, безусловно, важны, но необходима и уверенность в достоверности знания. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности может привести к заблуждению.

В качестве критерия истинности предлагалась общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Истрия развития науки показала, что общезначимость не может рассматриваться критерием. Первооткрыватели зачастую оказывались в одиночестве, более того, их выводы на первых порах не признавались большинством. Так было, например с Д. Бруно, Н. Коперником и другими учеными.

Критерием истинности в некоторых философских направлениях признавался принцип прагматизма, то есть узкоутилитарного понимания истины: в других ученых – то, что соответствует условному соглашению – конвенционализм (от лат. – договор, соглашение и т.д.)

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи, однако они не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, так как в его поисках не входили, как правило, за пределы самого знания.

Критерий истины должен удовлетворять двумя условиям: 1) он должен быть независимым от проверяемого знания; 2) он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его.

Таким условиям удовлетворяет практика. Она независима от человеческого сознания, объективна. Практика соединяет человека с действительным миром. В тоже время осуществление практической деятельности зависит от знаний. Всякая практика основывается на сведениях о свойствах преобразуемых вещей, она исходит из определенной цели, разворачивается по определенному плану. Практика, таким образом, носит продуманный, осознанный характер. Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. В самом начале развития человечества зарождаются две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда. В дальнейшем происходит все большее разделение этих сфер.

Практика носит общественный характер. Осуществляясь через усилия индивида, она объединяет в целом миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности не только живущих современников, но и достижения предшествующих поколений. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом. Поэтому когда утверждается, что истинность знаний проверяется на практике, то критерием истины является не индивидуальный опыт отдельного человека, а общественная практика.

Если теория успешно применяется на практике, то она истинна. Например, практика запуска искусственных спутников Земля, космических кораблей подтвердила правильность теоретических расчетов. Работа атомных электростанций является доказательством истинности знаний о строении атомного ядра и законах превращения атомной энергии. Следует отметить, что не всегда возможно проверить некоторые положения в текущей общественной практике людей. Так обстоит дело, например с теорией относительности Эйнштейна. Эта теория не может пока найти себе реального подтверждения в непосредственной практической деятельности. Однако наблюдение движений небесных тел, анализ микромира и т.д. показывают правильность положений теории относительности. Таким образом, и в этом случае практика остается конечным критерием истины.

При этом необходимо помнить, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание. Например, утверждение, что атом делим, долгое время считалось истинным, и практика подтвердила это. Открытие же электрона показало, что атом вопреки своему названию оказался делимым. Практика постоянно совершенствуется, развивается, углубляется, причем на основе развития именно научного познания. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наук и практика все больше выступают в единстве.

Таким образом, практика есть целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта. В практику, взятую в самом широком смысле, входит вся совокупность предметных форм деятельности человека, она охватывает все стороны его общественного бытия, в процессе которого создается материальная и духовная культура.

Основные формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. Социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т.п.). Научный эксперимент – активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать действительный мир. Таким образом, можно сказать, что основными формами практики являются производственная деятельность, социально-политическая деятельность и научно-экспериментаторская деятельность. Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности людей.

Практика по отношению к познанию выполняет троякую роль:

- практика выступает как основа познания, его движущая сила.

- практика является целью познания.

- практика представляет собой критерий истины.

Практика – основа формирования и развития познания. Это значит, что весь процесс человеческого познания развивается на основе общественной практической деятельности, определяется и направляется ее потребностями и успехами. Например, математика возникла из необходимости измерения земельных площадей и т.д. Потребности строительства зданий, каналов, создание судов и других транспортных средств, военного оружия и т.д. направляли развитие механики. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания. Познание неразрывно связано с конкретными условиями, в которых человек живет. Практика выделяет и указывает на те явления, изучение которых необходимо для общества. Этим в значительной мере объясняется то обстоятельство, что различные науки возникают не одновременно, а в различные исторические периоды.

Итак, общественная практика является основой познания. Утверждая, это не следует упускать из виду, что процесс научного познания обладает в тоже время относительной самостоятельностью. Поэтому его обусловленность практикой имеет сложный, опосредованный характер. На каждой ступени познания в любой отрасли науки решаются такие проблемы, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мысли. Поэтому было бы ошибочной пытаться выводить те или иные достижения науки только непосредственно из практического опыта и потребностей того или иного исторического момента. Человеческая мысль имеет дело и с проблемами, в той или иной форме поставленными в ходе предшествующего развития науки. Решая эти проблемы, наука может опережать практику и сознательно направлять ее.

Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

Человечество познает действительность не ради праздного любопытства. Познание мира, в конечном счете, всегда служит целью его преобразования. Человек познает законы природы, чтобы овладеть силами

Читайте также:

Философский анализ общества

Раздел 3. Философия познания

Происхождение

Раздел 5. Природа как основа человеческого бытия

Вернуться в оглавление: Социально-философская проблематика


double arrow
Сейчас читают про: