Формирование и развитие научно-философского понятия материи

Для обозначения природных форм бытия в философском познании было разработано понятие материи. Слова «материя» в дословном переводе с латинского означает «вещество». В истории философии длительное время материя отождествлялось с веществом. Это объясняется тем, что история материализма тесным образом связана с развитием естественных наук. Поэтому в ходе развития философской мысли существовали различные концепции материи, так или иначе отражающие уровень развития естествознания.

В древней философии сложность субстратноепонимание материи, когда материя понималась как то, из чего состоят все вещи, как субстрат вещей. В таком понимании материя представлялась однородным, неизменным, несотворимым и неуничтожимым началом или «первоматерией».

Близким к понятию материи и часто совпадающим с ним было понятие субстанции.Субстанцией называлась основа вещей. Субстанция могла иметь как материалистическое, так и идеалистическое истолкование.

Одним из вариантов субстратного понимания материи была атомистическая концепция, представленная Демокритом, Эпикуром. Они представляли себе материальный субстрат вещей, состоящих из атомов. Атомы они считали неделимыми, неуничтожимыми, несотворимыми частицами. Атом, по их мнению, обладает весом, величиной, формой. В отличие от атомистов Аристотель считает материю однородным началом. Она бесконечна, неподвижна и неизменна.

Философское понятие материи в Новое время явилось, с одной стороны, продолжением традиции прошлого, а с другой – обобщением тенденций развития естествознания того времени.

Первой своеобразной модификацией идей атомизма в Новое время можно считать развитую Декартом эфирную концепцию. По Декарту, основой вещей является не атом, а эфирный вихрь. Этот вихрь состоит из частиц разного размера. Эти частицы непрерывно заполняют пространство. Материальная вещь представляет собой совокупность некоторого числа таких вихрей. Согласно Декарту, вихри находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В соответствии с изменением вихрей изменяются вещи.

Ведущей концепцией материи в философии и науке начиная с XVIII в. становится вещественная концепция. В ней материя понимается как вещество. Это вещество обладает определенным химическим составом, агрегатным состоянием, температурой, весом, зарядом и т.п. характеристиками. Тела состоят из «корпускул», имеющих общие свойства: протяженность, делимость, твердость, тяжесть, инертность, подвижность.

Субстратное или вещественное понимание материи приводило к поискам некоего фундаментального субстрата, «праматери», «первоматерии», «материи как таковой», из которой якобы состоят все объекты мира. У Демокрита роль «праматери» играли атомы, у Декарта – эфир, у Гольбаха – вещество как таковое, которое в свою очередь дифференцировано на элементы. К субстратному пониманию приводит абсолютизация конкретного вида материи.

Варианты субстратного понимания материи последовательно опровергались в ходе развития науки. Революция в естествознании конца XIX - начала ХХ в. опровергла вещественную концепцию материи и привела к формированию нового диалектикоматериалистического понимания материи, с точки зрения которого поиск материи как таковой неправомерны. Материя как таковая – это абстракция, отражающая то общее, что есть в различных вещах. Материя как таковая не является чем-то чувственно существующим.

Современная концепция материи сложилась в начале ХХ в.. Материя –это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Это определение было дано Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Содержание философского понятия материи раскрывается путем системы онтологических понятий об объективной реальности. Элементами структуры материи можно выделить три основные структурные уровня, находящиеся в постоянном взаимодействии

неживая природа

живая природа

общество

В свою очередь, неживая, живая и социальная формы бытия имеют в своей структуре микро - , макро – и мегауровни.

Неживая природа: микроуровень: элементарные частицы атомы, молекулы

макроуровень: кристаллы, горы и горные системы, земля,

водоемы

мегоуровень: планеты, звезднопланетные комплексы,

галактики, метагалактики

Живая природа: микроуровень: клетки, микроорганизмы

макроуровень: растения, животные, популяции, биоценозы

мегауровень: биосфера в целом

Общество: микроуровень: индивиды, семьи, коллективы

макроуровень: классы, нации, государства и т.п.

мегауровень: общество в целом.

Для каждого уровня действительности характерны специфические законы, несводимые к законам других уровней. В то же время отдельные уровни не являются замкнутыми образованиями, а взаимодействуют с другими уровнями и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Основными характерными чертами материи являются:

размещенность в пространстве и времени;

наличия движения;

самоорганизация;

способность к отражению.

Каждый из миров обладает своими собственными пространственно-временными характеристиками. Пространство и время являются первыми самыми показательными особенностями любого мира.

Самое первое и самое общее представление о пространстве и времени возникает у человека из непосредственного эмпирического опыта.

Понятие пространства в таком представлении связано с характеристиками отдельных вещей, которые имеют протяженность, объем и определенное пространственное положение по отношению к другим вещам.

Самое общее определение пространства будет звучать следующим образом: пространство – это форма бытия материи, которая характеризуется протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием.

Категория времени возникла на основе восприятия смены событий или их круговорота (смены дня и ночи, зимы и лета).

Время – это такая форма бытия материи, которая характеризуется свойствами изменения и развития систем, длительностью и последовательностью смены состояний.

В истории философии по поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

субстанциональный;

реляционный.

Первая концепция – субстанциональная начало этой концепции было положено Демокритом. В этой концепции время и пространство считалось отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношения между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Другая концепция - реляционного связана с именем Аристотеля. Воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом Эйнштейном подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи. Теория относительности изменила очень многие представления о свойствах пространства и времени. С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного изменяется – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Еще одна особенность, характеризующая материю – это движения. Первые попытки интерпретировать движения относится к древности (греческие атомисты, Гераклит и др.). Довольно долго в философии и науке движение рассматривалось как случайное свойство материальных объектов: считалось, что тела могут или находиться в движении или покоиться. Причем под движением понималось в основном пространственное перемещение. В современном смысле движением называют любое изменение.

Движение материи возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы). Движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца и т.п. Движение постоянно существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения.

Все движения можно подразделить на два больших типа: количественные и качественные. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Примерами количественных изменений являются все механические перемещения, процессы нагревания и охлаждения тел, оптические и электромагнитные процессы.

Качественные изменения связаны с резкой перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты с новыми свойствами.

Помимо типов выделяют также формы движения.

По формам движения понимают движение, связанное с определенным носителем. Основные формы движения выражают определенные типы связей и взаимодействий материальных объектов. Все известные сегодня формы движения можно разбить на три класса: в неживой природе, в живой природе и в обществе.

К формам движения в неживой природе относятся следующие: движение элементарных частиц и полей; движение атомов и молекул, которые являются основой всех химических превращений; движение макроскопических тел (теплота, звук, кристаллизация, изменение агрегатных состояний и др.); движение в космических системах различного порядка (планетах, звездах, галактиках).

Движение в живой природе – это биологические процессы в различных системах: микроорганизмах, одноклеточных, многоклеточных, в отдельных видах, биоценозах, в биосфере.

К социальным формам движения относятся различные виды деятельности человека.

Все формы движения обладают своей спецификой, т.е. качественно отличны друг от друга. Но они взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется, во-первых, во взаимопревращениях различных форм движения, а во-вторых, в том, что в одних формах могут присутствовать другие в качестве составляющих. Так, например, биологическая форма движения включает в себя движение микрочастиц и различные химические процессы.

Однако не следует забывать, что каждая форма движения имеет своего носителя, т.е. связана с определенным структурным уровнем материи, и поэтому, несмотря на взаимопревращения и взаимосвязь, они не могут быть сведены друг к другу.

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1. «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамичному типу.

2. «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетика. Крупным разработчиком синергетики является русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) – следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.

Читайте также:

Раздел 4. Специфика, уровни и формы научного познания

Раздел 6. Человек как предмет философского анализа

Раздел 5. Природа как основа человеческого бытия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раздел 3. Философия познания

Вернуться в оглавление: Социально-философская проблематика


double arrow
Сейчас читают про: