Излагая вопросы реабилитации, следует сразу же оговориться, что этиологическое лечение здесь невозможно, поскольку первопричинные факторы подействовали давно и остались в прошлом. Эффективные реабилитационные мероприятия могут основываться лишь на устранении тех звеньев патогенеза, которые в цепи причинно-следственных событий стоят на первом месте и определяют развитие всех последующих расстройств. Вот почему для реабилитации детей с МДМ так важны тщательное обследование детей и психоневрологическая диагностика.
По нашим данным, в подавляющем большинстве случаев (исключая несколько наблюдений с лучевым поражением одного из родителей и перенесенными внутриутробными инфекциями) развитие МДМ у детей поразительным образом совпадало по результатам инструментальных исследований с признаками травмы шейного отдела позвоночника.
Если говорить в общих чертах, то эти признаки свидетельствовали о различного рода повреждениях связочного аппарата позвонков: от незначительной нестабильности различных позвоночных двигательных сегментов до выраженной нестабильности сустава Крювелье (серьезная травма поперечной связки атланта). Наиболее выраженные клинические проявления МДМ, более грубая неврологическая симптоматика и задержка развития высших функций мозга обычно совпадали с соответствующими данными инструментальных исследований.
|
|
Мы полагаем, что именно посттравматические нарушения нервных структур, преимущественно в области шеи, в большинстве случаев и является определяющим фактором в задержке своевременного биологического созревания различных отделов нервной системы, что приводит к различным нарушениям роста, развития, созревания и функционирования подчиненных ей систем. Разумеется, мы не исключаем и другие причины, которые могут пагубно воздействовать на интенсивно растущую и развивающуюся нервную систему плода и ребенка, например острые и хронические интоксикации, внутриутробные инфекции, острые вирусные заболевания матери (гепатит) в первой половине беременности и т. д.
- 92 -
Однако доля этих причин невелика (в наших наблюдениях — 2—5%), этиология обычно устанавливается без труда, а реабилитация детей после рождения зависит от модальности этиологического фактора. Гораздо больший удельный вес и значение имеют случаи развития МДМ в результате травматических интранатальных воздействий.
Мы далеки От мысли упрекать в возросшем родовом травматизме персонал родовспомогательных учреждений. Имеются категории детей, у которых необходимо от самого момента рождения прогнозировать интранатальное повреждение и развитие МДМ:
|
|
— дети, перенесшие тяжелую внутриутробную гипоксию;
— дети, извлеченные путем кесарева сечения;
— дети после наложения шипцов;
— дети с малой массой тела при рождении (менее 3000 г);
— дети с большой массой тела при рождении (более 4000 г);
— биологически незрелые дети.
При всех перечисленных вариантах грешить на какие-то неадекватные действия медперсонала в процессе ведения родов трудно. Другое дело, что в современных условиях уже давно назрела необходимость в пересмотре многих родовспомогательных технологий на более адекватные процессу родов. Как справедливо пишет М. Оден (1994), многие из применяющихся на Западе (да и у нас тоже) технологий родовспомогательных процедур антифизиологичны. Даже положение роженицы на столе ведет свое начало от времен правления Луи XIV (ХУП в., Франция), который хотел, спрятавшись за занавеской, получше рассмотреть, как родится его ребенок, для чего его любовницу во время родов положили на спину. Такое положение роженицы служило для удобства наложения акушерских щипцов. Сейчас оно — повсеместная практика в развитых странах. Здесь, несомненно, нужен существенный пересмотр взглядов и изменение позиций в сторону большей физиологичности. Именно поэтому нам не импонирует даже название книги проф. В. В. Адамченко «Активное ведение родов», не говоря о ее содержании, где чуть ли не с первых страниц проводится идея программированных родов и стимуляции родовой деятельности; вместе с тем в книге очень глубоко излагаются физиологические основы родов, поэтому позиция автора вызывает некоторое недоумение.
К большей физиологичности родовспомогательных процедур призывают основные общие рекомендации ВОЗ в области перинатальных технологий, изложенные на Межрегиональной
-93-
конференции по технологии родовспоможения (г. Форта-леза, Бразилия, 22—26.04.85 г.), которые подробно изложены в книге Н. П. Шабалова «Неонатология» [Т. 1.— СПб., 1995.- С. 18-19].
Нам думается что в основе многих противоречий лежит несовпадение интересов акушеров и неонатологов, педиатров и детских невропатологов.
Главная задача акушера состоит в том, чтобы ребенок родился живым и по большому счету практически здоровым, а мать не пострадала. В дальнейшем эти стороны (врач и пациент) обычно не встречаются.
Главной задачей неонатологов, педиатров и детских неврологов является формирование и укрепление здоровья ребенка, чтобы он мог полноценно вступить в большую жизнь. Здесь врач и пациент встречаются многократно, и все проблемы, связанные со здоровьем ребенка, вырисовываются значимо и рельефно, особенно когда на него начинают падать физиологические или интеллектуальные нагрузки.
В связи с изложенным, первой задачей в системе реабилитационных мероприятий после тщательного осмотра и обследования ребенка с МДМ является обстоятельная беседа с родителями, в ходе которой должна быть заложена мотиваци-онная основа на здоровье ребенка. Мы убеждены в том, что конкретные представления родителей о механизмах имеющихся морфофункциональных расстройств, о том, что они являются препятствием, например, для развития речи, памяти, внимания, что эти препятствия могут быть устранены или преодолены, являются мощнейшим стимулов! для индивидуальной систематической работы с их ребенком.
В идеальном варианте дети с МДМ должны получать грамотную организованную систематическую и всестороннюю коррекционную терапию и реабилитацию. Однако пока наши социально-экономические условия этому не способствуют, а семья является тем микросоциальным «организмом», где при соответствующей подготовке ее членов можно эффективно осуществить многие реабилитационные мероприятия. В какой-то мере примером этого служит система организации деятельности Института Эвана Томаса [Доман Г., 1996], где всю работу с детьми в стенах Института по специальным инструкциям ведут их родители.
|
|
Итак, первый этап реабилитационных мероприятий для детей с МДМ должен состоять в создании соответствующей мотивации на здоровье у их родителей. Мы считаем неуместным и даже вредным утаивать от родителей какие-то скрытые
- 94 -
дефекты здоровья их ребенка под видом-псевдоврачебной «этики», чтобы их «не запугивать» и т. д. Более того, нам кажется правильным предупреждать их о возможности будущей трансформации скрытых дефектов в явные: например, синкинезии при синдроме пирамидной недостаточности в дальнейшем при нагрузке или при стрессе могут обусловить появление заикания, тиков и т. д.
Во время беседы с врачом (педиатром, неврологом) родители должны получить полную информацию о состоянии соматического здоровья их ребенка и ориентированные прогнозы на будущее. Следующий принцип реабилитации детей с МДМ — это определение круга специалистов, которые должны проводить реабилитационные мероприятия. Это педиатр,, детский невропатолог, дефектолог-логопед и психолог. Опыт создания и практической деятельности медико-психолого-педагогических центров в различных районах Санкт-Петербурга подтверждает целесообразность этой позиции, поскольку обычные детские поликлиники и клинико-диагностические центры с указанными проблемами не справляются, да это и не является их задачей.
Мы считаем, что все дети, кому после рождения был поставлен диагноз «энцефалопатия», или без этого диагноза, но у кого при неврологическом осмотре были выявлены нарушения функции ЦИС, в том числе и характеризующие МДМ, должны находиться на диспансерном учете у невропатолога и педиатра до поступления в школу. Специалист, наиболее часто контактирующий с такими детьми,— это педиатр. Поэтому именно педиатру целесообразно хорошо ориентироваться в вопросах психомоторного развития детей. За видимым соматическим благополучием ему необходимо не просмотреть задержки развития высших функций головного мозга, которые в дальнейшем могут обусловить синдром школьной дезадаптации. Помимо этого, в процессе динамического наблюдения педиатр, выявляя соматические заболевания, осуществляет терапевтические мероприятия, чтобы патологические изменения внутренних органов не усугубляли неврологических нарушений и не влияли отрицательно на течение МДМ.
|
|
Задачей детского невролога является диагностирование неврологического статуса ребенка, определение структуры повреждений, состояния зрелости высших функций головного мозга и разработка путей неврологической реабилитации. В дальнейшем при повторных осмотрах необходимо обращать внимание на динамику неврологической симптоматики и эффективность коррекции выявленных ранее нарушений.
-95-
Невролог, естественно, должен учитывать результаты педиатрических наблюдений, а в ряде случаев и руководствоваться ими.
Выше мы уже говорили, что одним из наиболее типичных и хорошо диагностируемых при МДМ нарушений высших функций мозга являются различные задержки развития речи. От ее развития в первую очередь зависит успешность контакта ребенка или подростка с различной социальной средой, со сверстниками. Именно от развития слуховой и разговорной речи, а также внимания и памяти зависит готовность детей к процессу обучения в школе, а далее — успешность этого обучения. Поэтому следить за развитием речи у ребенка нужно очень тщательно и с того момента, когда гуление должно переходить в речь. В связи с этим присутствие специалиста-дефектолога, хорошо ориентирующегося в топической диагностике и структуре нарушений речи, а также умеющего их квалифицированно исправлять, с нашей точки зрения, обязательно при реабилитации детей с МДМ. Это подтверждают наши многолетние наблюдения, когда логопеды без участия дефектолога и детского невролога довольно быстро обучали детей правильно модулировать звуки (Р, Л, Щ, 3 и др.), а перед наиболее серьезными дефектами устной и письменной речи (перестановка слов, слогов, пропуск их или замена, нарушение согласования и др.) оказывались бессильными. Но здесь мы должны обратить внимание и на то, что работа дефектолога должна быть теснейшим образом увязана с работой детского невролога.
Психолог, имеющий медицинскую подготовку, является еще одним обязательным специалистом, участв5пощим в реабилитации детей с МДМ. Необходимость его участия определяется тем, что он наиболее квалифицированно и грамотно может диагностировать, применяя нейропсихологические методики, степень развития (или задержки созревания) высших функций мозга, а также состояние интеллекта. Именно высшие функции мозга у детей с МДМ страдают более всего, но именно на них и опирается весь процесс дошкольно-школьно-го обучения и воспитания ребенка. Только психолог может наиболее всесторонне и полно, учитывая данные педиатра, невролога и дефектолога, определить, готов ребенок к школьному обучению или нет; если готов — то к какой форме школьного обучения, если не готов — то к какому специалисту его направить и на что обратить особое внимание.
Кроме того, в процессе диагностики, занятий и бесед с детьми и их родителями психолог разрабатывает и рекомендует наиболее рациональные пути поведения в каждом
-96-
отдельно взятом случае для преодоления появляющихся у детей комплексов своей неполноценности и развития продуктивной коммуникабельности.
Изучив возможности ребенка концентрировать внимание, психолог в интересах лучшего усвоения учебного материала может дать рекомендации педагогам по регламенту учебных занятий, способам и времени переключения рода деятельности обучаемых и т. д.
Нередко психолог является первым, кто диагностирует пропущенные врачом и родителями МДМ и направляет таких детей к соответствующим специалистам. С этим мы практически ежедневно встречаемся в ППМС Центре «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга, поскольку при проявлениях неуспешности школьного обучения классные руководители направляют детей в первую очередь к школьным психологам, а те — в детскую поликлинику или к специалистам Центра.
Таким образом, реабилитацию детей с МДМ необходимо проводить комплексно с участием педиатра, детского невролога, дефектолога, психолога и обязательно родителей и семьи.
Завершая изложение принципов реабилитации детей с МДМ, мы хотим акцентировать внимание на адекватном подходе к обучению ребенка в школе или другом образовательном учре}|иении. Следует учитывать, что интеллект у таких детей обычно не нарушен, он может быть даже выше среднего уровня. Но при этом дети гипервозбудимы, эмоционально лабильны, они могут сконцентрировать внимание лишь кратковременно (на 5—15 мин), у них обычно выявляются задержки развития слуховой, разговорной и письменной речи. Все это необходимо учитывать при построении школьной программы и непосредственно в процессе преподавания.